Прекратите монополию Air Astana – депутаты раскритиковали министра Карабаева

Марина Маратова

Депутаты Мажилиса обрушились с критикой на министра транспорта Марата Карабаева, требуя прекратить монополию авиакомпании Air Astana, передает Ulysmedia.kz.

rbk.ru

Детали

По их словам, в Казахстане не предоставляется качественное авиационное обслуживание, нарушаются права потребителей, рейсы задерживаются, а иногда и отменяются. При этом компания не несет никакой ответственности за эти проблемы.

Депутат Абзал Куспан подчеркнул, что в регионе действует режим "Открытого неба", но на маршрутах в Западный Казахстан летают только Air Astana и Fly Arystan, а другие авиакомпании, такие как SCAT и Qazaq Air, не могут туда попасть.

Turkish Airlines выразила заинтересованность в открытии рейса из Астаны через Уральск в Стамбул. Цена на билеты была бы гораздо ниже. Но мы не смогли это реализовать. Когда и как мы решим монопольное положение Air Astana? – заявил он.

Министр Карабаев в ответ на критику заявил, что режим "Открытого неба" предоставляет возможности для иностранных компаний, и напомнил, что Air Astana не ограничивает другие авиакомпании.

Вы говорите, что в Казахстане рейсы задерживаются. За последние 10 месяцев выполнено 76 тысяч рейсов. В мире существует такой показатель, как пунктуальность авиаперевозок. Из них 23% были задержаны, 77% выполнены вовремя. Такой же показатель и в других странах, включая США и Европу – около 77%. Да, в этом году мы полностью признаем: были такие случаи. Мы неоднократно объясняли это. В этом году в нескольких аэропортах шли ремонтные работы на взлетно-посадочных полосах. В Астане ночью полоса не работала по 8 часов. Если за один час должны были взлетать 8-10 самолетов, то в час пик их становилось до 30. Конечно, это влияло. Ремонт шел также в Алматы и Шымкенте. Это тоже повлияло, - сообщил министр.

Он добавил, что по цене билетов Казахстан находится на уровне других стран и даже ниже, чем в некоторых европейских странах.

Цена складывается из аренды самолета, его обслуживания, запасных частей и топлива. Учитывайте расстояние: между Астаной и Алматы 1000 километров. Наши цены сопоставимы с ценами на такие же расстояния в Европе. Иногда они даже дешевле. Учитывая большую конкуренцию в Европе, их расходы такие же, как у нас. Но наши цены либо на одном уровне, либо даже ниже, – считает Карабаев.

Лоукостеры и цены

Депутат Мурат Абенов обратился с вопросом к главе Air Astana Питеру Фостеру, выразив недовольство высокими ценами лоукостеров:

– Как формируется цена? Почему компания называется лоукостером? Когда граждане смогут купить дешевые авиабилеты? Вчера мы сидели в салоне полтора часа. Никто ничего не объяснил, – возмутился он.

Читайте также: Понимаю недовольство казахстанцев - глава Air Astana о критике в свой адрес.

В сентябре 2024 года депутат мажилиса Бакытжан Базарбек заявил, что Фостер относится к людям “наплевательски”. 

В последнее время в главной авиакомпании страны постоянно что-то случается – то самолеты повредили, то скандалы с пассажирами, то акции падают.

Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался в пучине неудач национального перевозчика.

Задержки рейсов

Ранее министр транспорта Марат Карабаев высказался об обсуждаемом на сайте "Открытые НПА" документе, в котором предлагалось вдвое увеличить штрафы авиакомпаниям за задержки рейсов. По словам главы Минтранса, любой штраф, наложенный на авиакомпанию, в итоге отразится на казахстанцах, то есть ценах на авиабилеты.