Долгий путь к единой платформе госзакупок: что говорят в Минфине

Айша Кутубаева

Поручение президента Касым-Жомарта Токаева о создании единой платформы для государственных и квазигосударственных закупок обсуждалось еще в 2022 году. Несмотря на начавшуюся опытную эксплуатацию платформы с января 2024 года, полная реализация намечена лишь на 2025 год. Это стало поводом для обсуждения с вице-министром финансов Дауреном Кенбеилом, передает Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia.kz

Два года обещаний и переносов

Вице-министр попытался ответить на вопрос журналиста Ulysmedia.kz, почему инициатива по внедрению единого портала госзакупок так затянулась. 

“Поручение президента разработать единую платформу закупок, повторю еще раз, госзакупок, квазигосзакупок и закупок “Самрук-Казыны”. Про портал недропользователей поручения не было. Он работает отдельно. Он отношения к регулируемым закупкам не имеет. Платформу президент дал поручение внедрить с 1 января 2025 года, но мы в опытную эксплуатацию данную платформу внедрили с 1 января 2024 года в опытном плане. Это платформа, не получившая сертификаты на безопасность и полноценную работу. В течение 2024 года мы устраняли недоработки. С нового года платформа заработает в промышленной эксплуатации”, — заявил Кенбеил.

Между тем, в 2022 году президент Токаев жестко критиковал затягивание сроков, подчеркнув необходимость новых, компактных правил работы.

“Поручение волокитится уже два года. Вместо бесконечных корректировок подзаконных документов нужно утвердить новые, понятные правила. Этот подход нужно реализовать с 1 января 2024 года”, — отмечал 1 сентября 2022 года глава государства.

Однако несмотря на то, что изначальные сроки не выполнены, в министерстве финансов считают, что все идет по плану и даже гордятся тем, что платформа работала в 2024 году, пусть и не в промышленном плане.

Импорт вместо отечественного производства

Задача увеличения доли казахстанского содержания в закупках до 60% остается в подвешенном состоянии. Даурен Кенбеил отметил, что предпринимаются меры для поддержки отечественных производителей.

“Мы приняли нормативные акты, которые освобождают отечественных товаропроизводителей от обеспечения заявок, снижают неустойку до 3%, и дают им приоритет в рамках 4,5 тысяч товарных позиций. Также действует обязательство закупки у казахстанских малых и средних предприятий по утвержденному перечню товаров”, — рассказал он.

Однако доля импортной продукции, особенно из России, по-прежнему высока. Новые инициативы, такие как оффтейк-контракты, еще только начинают внедряться. По словам Кенбеила, весной 2025 года планируется запуск реестра отечественных производителей, который должен улучшить ситуацию.

Надежды на будущее

Вице-министр осторожно заявил, что доля казахстанского содержания в регулируемых закупках, вероятно, превысит 60% только по итогам следующего года. Однако, по его словам, платформа сама по себе не направлена на поддержку отечественных производителей.

“Платформа создается для унифицированного подхода к регулируемым закупкам, аналитики и контроля. Поддержка казахстанских товаропроизводителей — это отдельный вопрос”, — отметил он.