Неравенство в школах: как сократить разрыв в между городским и сельским образованием в Казахстане

Марина Маратова

В Казахстане наблюдается ощутимое образовательное неравенство между городскими и сельскими школами, что влияет на развитие человеческого капитала в стране. По мнению эксперта, исправить такое положение может кластерный подход в системе образования, передает Ulysmedia.kz.

Искусственный интеллект / Ulysmedia

Детали

По словам независимого эксперта Economy.kz Айдына Жолдасыма, решение разрыва в уровне образования среди казахстанских детей требует системного подхода, учитывающего инфраструктурные и социальные особенности регионов.

Что такое кластерный подход?

Кластерный подход предполагает создание образовательных центров — опорных школ, которые становятся ядром для окружающих сельских учебных заведений. Эти центры оснащены современной техникой, предоставляют качественное образование, а также становятся точкой социально-экономического развития.

   — Согласно нашему анализу, сельское население Алматинской области составляет 84% от общей численности региона. Несмотря на значительный потенциал, сельская местность сталкивается с рядом вызовов. Среди них — недостаточное финансирование образовательных учреждений, слабое техническое оснащение, нехватка квалифицированных педагогов и ограниченная доступность образовательных ресурсов. Эти факторы обостряют проблему неравенства, - сообщил эксперт.

Текущее состояние

Проблемы сельских школ:

  • Нехватка квалифицированных педагогов.
  • Недостаточное техническое оснащение.
  • Ограниченный доступ к образовательным ресурсам.

Преимущества кластерного подхода:

  • Объединение ресурсов.
  • Привлечение профессионалов.
  • Внедрение технологий.
  • Международный опыт

Практика других стран, таких как Канада и Польша, подтверждает эффективность кластерного подхода. Например, в Канаде объединение малокомплектных школ позволило улучшить качество образования, а в Польше — одновременно развить социальную инфраструктуру. Однако успех возможен только при комплексном подходе: важно развивать транспортную сеть, повышать квалификацию учителей и внедрять цифровые технологии.

Рекомендации

Для успешного внедрения кластерного подхода в Казахстане можно предпринять следующие шаги:

  • Выделить опорные центры с учетом инфраструктуры и плотности населения.
  • Создать образовательные кластеры на базе лучших школ.
  • Организовать программы профессионального развития для учителей.
  • Увеличить финансирование на оснащение школ.
  • Обеспечить школьные автобусы для перевозки учеников.
  • Развивать социальную инфраструктуру рядом с образовательными центрами.

Эксперт считает, что внедрение такого подхода поможет повысить уровень знаний среди сельской молодежи и создать основу для равномерного развития регионов. Успех зависит от согласованных действий всех участников процесса: государства, образовательных учреждений и общества.

Образование

Ранее президент Токаев заявил, что молодые казахстанцы должны быть мобильны, при этом выезд за рубеж не должен рассматриваться как "билет в один конец".

Репортаж с уехавшими казахстанцами вышел на канале Ulysmedia в середине декабря. Нашими собеседниками стали успешные ученые, экономисты, аналитики.

У всех них были разные истории, но объединяло одно — профессиональный рост, ценности и возможности, которых они пока не видят на родине. Все собеседники заявляли, что хотят вернуться в Казахстане, но считают, что приносят больше пользы, находясь за границей.

Ранее редакция Ulysmedia подготовила интервью с аналитиком Bloomberg Industry Group Даной Букеновой, которая покинула Казахстан и нашла себя в крупнейшей мировой компании. Она рассказала, как оказалась в США и захотела реализовать себя в чужой стране.