Медиа-тренды 2024-2025: экономика контента, ИИ и доверие к СМИ

Асыл Беков

Медиаэксперт Эзра Иман в своём отчёте Wayfinder Media Trends Report 2024-25 выделил ключевые тенденции, которые формируют современную медиасферу, передает Ulysmedia.kz.

Искусственный интеллект / Ulysmedia

В отчете говорится, что искусственный интеллект (ИИ) активно внедряется в медиа, но его экономическую эффективность пока сложно измерить. Хотя «мягкая польза» — такие аспекты, как повышение навыков сотрудников и улучшение пользовательского опыта, — становится всё более заметной, только 10% редакций смогли эффективно интегрировать ИИ в свою работу.

Кроме того, появляются синтетические журналисты — примеры интеграции ИИ в редакционную работу для экономии ресурсов.

ИИ-модели становятся всё более универсальными: Adobe позволяет продлевать видео, а ChatGPT интегрируется в редакционные процессы. Однако внедрение осложняется нехваткой ресурсов и данных.

Соцсети остаются главным источником информации для молодёжи: 66% пользователей обращаются к TikTok и Instagram, тогда как лишь 55% используют Google. При этом чат-боты пока вызывают вопросы из-за точности информации.

Youtube продолжает вытеснять телевидение, а гибкие форматы контента, такие как ИИ-подкасты, набирают популярность. Платформы предлагают больше возможностей для адаптации контента под запросы пользователей.

Свыше 50 млн авторов контента зарабатывают в интернете, а к 2027 году экономика авторского контента достигнет $480 млрд. Однако этот рост зависит от инфраструктуры, контролируемой техногигантами: Google, Meta, Amazon и другими.

Молодёжь проводит в интернете в среднем 7 часов в день, потребляя преимущественно развлекательный контент. Рынок ИИ-аватаров, который позволяет персонализировать взаимодействие в сети, к 2033 году достигнет $700 млрд.

Доверие к традиционным СМИ остаётся на низком уровне (48%). Рост дипфейков и дезинформации способствует скепсису, а правительства и компании вызывают больше доверия, чем журналисты.