"Я не прошу его казнить": отец погибшего в Мангистау солдата требует справедливый суд

Айша Кутубаева

В Военном суде Астаны пролжается разбирательство по делу об убийстве 19-летнего солдата-срочника Марата Баркулова. Напомним, что первое заседание сопровождалось скандалом. Сегодня родители погибшего пришли в суд с адвокатом. Примечательно, что представители Минобороны и Актауского гарнизона, где произошла трагедия, на заседании не присутствуют. Что сказал по делу отец погибшего Ербол Кунтинов и с чем не согласен адвокат пострадавшей стороны, читайте на Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia.kz

Статья УК РК 

Адвокат потерпевшей стороны Азамат Сагап, отвечая на вопросы журналистов перед началом судебного заседания, рассказал, что в ходе досудебного следствия были допущены нарушения, которые ни военная прокуратура, ни военный суд не приняли во внимание.

19-летний солдат погиб от выстрела своего же командира в Мангистауской области.

На скамье подсудимых 22-летний Дамир Досов — командир зенитно-артиллерийского взвода войсковой части 25744 Актауского гарнизона.

Адвоката спросили, действительно ли дело хотят переквалифицировать со статьи 99, ч.1 “Убийство, то есть противоправное умышленное причинение смерти другому человеку”, на статью 99, ч.2  – “Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности либо выполнением профессионального или общественного долга”. По части первой предусматривается лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, по второй – лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненное заключение под стражу.  

    – Мы не согласны с квалификацией, мы приводили доводы, но ходатайство не приняли. Мне также непонятно, почему судебное заседание было назначено. Потерпевшая сторона отправляла ходатайство, но, несмотря на это, вчера было назначено судебное заседание. Я считаю, что процесс должен быть открытый, СМИ должны присутствовать, фиксировать. У нас был громкий процесс по делу Бишимбаева, была онлайн трансляция. Я думаю, это будет на пользу, – говорит защитник.

Груз 200

К журналистам также вышел Ербол Кунтинов, отец погибшего солдата, который задался вопросом – где вышестоящее руководство и почему на скамье подсудимых только Дамир Досов.

    – У меня много вопросов по делу. Почему на скамье подсудимых только один подозреваемый - Досов, который стрелял. А где вышестоящее руководство? Те, кто действительно должны нести ответственность не только за моего ребенка, но и за весь наш Казахстан. Я смотрел, я не знаю, насколько это правда или нет, но в интернете говорят, что за два года 300 ребят грузом 200 пришли. Кто-то погиб, кто-то инвалидом остался. Чистое небо над головой, мы ни с кем не воевали, но пацаны гибнут, – сказал Кунтинов.

Отец погибшего солдата настаивает на открытом для СМИ и общественности суде.

“Я не прошу казнить”

Также Ербол Кунтинов задается вопросом, почему представители министерства обороны РК и Актауского гарнизона, где произошла трагедия, не пришли на судебное заседание. Кроме того, он рассказал журналисту Ulysmedia.kz, что семья подозреваемого принесла извинения и к родителям Дамира Досова он не имеет претензий, тогда как сам подсудимый вину не признает.

    – Я не прошу его казнить, но он должен понести полную ответственность за совершенное преступление. Мы когда были в Актау, нам сказали, что кого-то устранили, кого-то уволили, но я не понимаю, почему их здесь нет сегодня. Лично он не просил прощения, родители были, просили прощения. Я их понимаю, как родителей. Они подошли,  я им сказал, что я к ним претензий не имею. Мать не сказала Досову, чтобы пойти и кого-то убить. Мне их не за что прощать, – сказал Ербол Кунтинов. 

Контекст

Напомним, Напомним, 7 сентября на полигоне "Оймаша" во время сборов подразделений Регионального командования "Запад" произошла трагедия – 19-летний солдат Марат Ерболулы Баркулов, проходивший срочную службу, погиб в результате несанкционированного выстрела.

10 сентября в селе Самар Восточно-Казахстанской области прошли похороны погибшего.

14 декабря адвокат сообщил о многочисленных нарушениях со стороны следствия по этому делу.

14 января 2024 года в военном суде Астаны началось первое судебное заседание по делу об убийстве 19-летнего солдата-срочника Марата Баркулова. Что о деле думают родители погибшего и кто их пришел поддержать, читайте здесь.

Стоит отметить, что суд начачлся со скандала – отец погибшего Ербол Кунтинов грозил суицидом и отправился в АП. 

Суициды, травмы, не совместимые с жизнью, психический надлом – это то, что прочно вошло в патриотический пакет под названием “долг Родине”. О том, почему армейская служба не совместима с жизнью, читайте здесь

Точка кипения

9 сентября появилась петиция «За отмену воинской службы». Авторы утверждают, что в армии до сих пор есть дедовщина, низкая квалификация срочников, неготовность к современным вызовам, психологическое давление, случаи самоубийств, отсутствие личной мотивации и смысла службы для призывников.

Петиция направлена в адрес министерства обороны. Вероятно, там ответят, что служат срочники не только в воинских частях. Однако служить в «армию» направляют как раз военкоматы - после медосмотров и грифа «Годен» их распределяют служить в разные подразделения.

В армии наступил кризис

Минобороны и министр Руслан Жаксылыков докладывают о том, что делается для улучшения атмосферы в армии: камеры, психологи, плюшки после армии, отсрочки по кредитам. Но как-то это слабо работает. Бывший кадровый военный Кайрат Копбаев утверждает, что армия переживает системный кризис, несмотря на достаточное количество инструментов и механизмов по профилактике правонарушений. По его версии бывшего руководителя департамента кадровой службы Минобороны, нужно повышать ответственность командиров.

Он также отметил, что нежелание служить и попытки избежать призыва кроется не столько в страхе, сколько в нежелании тратить год на армию.