Председатель Нацбанка Тимур Сулейменов пояснил, зачем в Казахстане предлагают установить пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, передает Ulysmedia.kz.
Согласно проекту, предлагается установить пределы отклонения курса покупки от курса продажи наличной иностранной валюты по операциям, проводимым через обменные пункты, для доллара – 7 тенге, евро – 10 тенге.
– Предлагаемые изменения направлены, прежде всего, на снижение спекулятивных действий на валютном рынке, а также на покрытие рисков участников финансового рынка, – говорится в заявлении Нацбанка.
Тимур Сулейменов пояснил, что пределы пока не введены, а само постановление пока опубликовано для общественного обсуждения. Изменения, по его словам, никак не ущемят права обменников.
– Мы планируем установить данный лимит. Напомним, эта норма действовала до 2023 года. После 2023 года Нацбанк принял решение не продлевать действия по ограничению этого спреда. Но сейчас мы видим, что, к сожалению, волатильность на глобальных рынках велика и волатильность на нашем рынке тоже велика. Поэтому мы пришли к выводу, что этот спред необходимо установить. Этот спред распространяется на всех. У нас около 2000 обменников и он будет устанавливаться на все 2000 обменников и все они будут работать по новым правилам. Если бы мы сказали, что одна половина будет работать так, а у другой половины условия будут легче, но так как это распространяется на всех одинаково, мы не видим никакого ущемления на рынке, – заметил глава Нацбанка.
Также Сулейменов отметил, что предел для доллара – 7 тенге, вполне достаточен, чтобы обменники обеспечивали собственную операционную деятельность, но при этом не создавали дополнительной нервозности, и волатильности для субъектов рынка.
В предыдущий раз Нацбанк устанавливался пределы отклонений в 2022 году – для доллара он был 5 тенге, а для евро - 7 тенге. По мере стабилизации валютного рынка, как пояснил Сулейменов, когда “скачки выровнялись”, в Нацбанке решили дать бОльшую свободу обменникам, как банковским, так и небанковским.
– Сейчас ситуация достаточно волатильна, она нестабильна. И в такие моменты коридор нужно заужать. Это делается для того, чтобы организации, которые занимаются этим видом бизнеса, чтобы у них маржа не была избыточной. Эта маржа избыточная берется за счет наших с вами денег нас, хоть вы приходите как физлицо, или как ИП-шник. Если огромная маржа, вот покупка 510, продажа – 530 – это разве хорошо? Нужно иметь какой-то коридор, который будет эту маржинальность ограничивать. Не всегда. А в периоды неопределенности, волатильности. Поэтому, если углубляться в историю, было 5 и 7, а сейчас, 7 и 10. То есть, мы чуть-чуть оставили место для маневров, – заметил Тимур Сулейменов.
Ранее в Нацбанке заверили, что эти ограничения не коснутся обменных операций, проводимых в безналичной форме.