Министерство энергетики предлагает отменить действующие приказы, устанавливающие предельные цены на бензин и дизельное топливо, передает Ulysmedia.kz.
В законопроекте ведомства указано, что государственное регулирование сделало Казахстан страной с самыми низкими ценами на топливо среди соседей. Это привело к «серому» экспорту и дефициту ГСМ. В частности, бензин и дизель нелегально вывозят в страны, где их стоимость значительно выше.
К примеру, в Казахстане цена бензина АИ-92 за литр составляет 205 тенге, в Российской Федерации – 288 тенге, в Кыргызстане – 385 тенге, в Узбекистане – 489 тенге. Дизельное топливо в Казахстане стоит 295 тенге за литр, в Российской Федерации – 355 тенге, в Кыргызстане – 427 тенге, в Узбекистане – 528 тенге. Таким образом, разница в ценах на бензин АИ-92 достигает от 40% до 138%, на дизельное топливо – от 20% до 79%, - говорится в документе.
Министерство энергетики отмечает, что ситуация с низкими ценами препятствует модернизации отрасли и развитию нефтеперерабатывающих заводов. Планируется постепенная либерализация цен, с приоритетной поддержкой социально уязвимых слоёв населения.
Законопроект об отменен предельных цен на бензин и дизель доступен для публичного обсуждения до 22 января.
Ранее эксперт заявил, что к 2030 году нехватка дизельного топлива может составить от 2 до 4 миллионов тонн в год, а авиационного керосина — более полумиллиона тонн. Это приведет к дефициту ГСМ и росту цен.