«Дело Комила Алламжонова» продолжается, пытки – обычное явление, проверка госслужащих на коррупцию, а педагогов на склонность к насилию, сигареты опаснее алкоголя, и другие события в Узбекистане, за которыми наблюдал Ulysmedia.kz.
Дело Комила Алламжонова, о котором неоднократно рассказывал наш портал, набирает обороты.
Верховный суд Узбекистана начал рассматривать жалобы семи граждан из окружения бывшего пресс-секретаря президента Узбекистана Шавката Мирзиёева (охранники, водитель и другие). Адвокат потерпевших заявил, что они были арестованы на 15 суток необоснованно.
Как сообщает «Газета.uz», первое заседание было очень коротким, его почти сразу перенесли на 23 января.
- Я очень надеюсь, что это дело станет прецедентом, поскольку в ходе привлечения этих граждан к административному аресту выявилась масса недостатков, которые существуют в нашей судебно-правовой системе. В частности, не обеспечивается доступ адвокатов ко встрече со своими подзащитными. Между тем в Конституцию Республики Узбекистан введена специальная глава, которая посвящена адвокатуре. Но настало время для того, чтобы эти конституционные нормы начали всё-таки работать, – заявил адвокат Даврон Саидов.
- В условиях, когда адвокаты не имеют возможности встречаться с подзащитными, создаются условия для различного рода произвола, который мы наблюдали в этом деле. То есть судебный процесс проводился в нарушение тех норм, которые установлены Кодексом об административной ответственности. Содержание их под административным арестом противоречило как национальному законодательству, так и международным обязательствам Республики Узбекистан, закреплённым в Международном пакте о гражданских и политических правах. Наши граждане были лишены права на справедливое правосудие, – сказал он.
Также адвокат подтвердил предположение журналистов о «влиянии извне» и давлении на подзащитных во время их ареста.
- Условия их содержания, отношение к ним – всё это оценивается как пытка. Но в нашей практике, по какой-то причине, это расценивается как обычное явление и не расценивается как пытка.
Ну а пока суд да дело, госслужащих Узбекистана предложили проверять на склонность к коррупции.
По словам главы Агентства по противодействию коррупции Акмала Бурханова, система будет оценивать уровень склонности к коррупции среди лиц, занимающих руководящие должности, а также среди тех, кто находится в резерве на соответствующие посты.
- Это позволит выявлять тех, кто ошибочно или с целью незаконного обогащения попал на госслужбу, а также выбирать честные кадры для госучреждений, – отметил глава Антикора.
Однако Акмал Бурханов не стал уточнять, как именно будет проходить проверка.
Параллельно с этим в Узбекистане госорганы начнут проверять на открытость.
Правительство утвердило порядок дистанционного контроля за соблюдением госорганами и организациями обязательств в области обеспечения открытости.
Агентство по противодействию коррупции будет проводить соответствующий мониторинг. Он может быть, как плановым, так и неплановым.
Основаниями для проведения внепланового мониторинга являются:
* обращения физических и юридических лиц о нарушении госорганом законодательства в области обеспечения открытости;
* сведения от других госорганов;
* сообщения в СМИ и интернете о нарушениях законодательства в области обеспечения открытости.
Максимальный срок проведения мониторинга составляет 15 рабочих дней.
В то же время в Узбекистане предложили выявлять педагогов, склонных к насилию в отношении школьников.
Соответствующая мера указана в проекте закона государственной программы на 2025 год, который находится на стадии обсуждения.
- Планируется принять меры по формированию психологической устойчивости педагогов, в том числе по повышению уровня стрессоустойчивости, – говорится в сообщении.
Тем временем Узбекистан в 2025 году планирует развивать «зеленую» экономику через реализацию ряда проектов.
Узбекистан намерен активно работать над снижением углеродного следа через развитие зеленой энергетики и внедрение энергосберегающих технологий.
В частности, планируется значительно увеличить долю возобновляемых источников энергии в общей генерации до 26%. Для этого будут запущены 16 новых «зеленых» электростанций с общей мощностью 3,5 ГВт и построены гидроэлектростанции мощностью 160 МВт.
Кроме того, предусмотрено развитие программы по установке малых фотопанелей в 35 тыс. домохозяйствах, а также в 27 тыс. частных и социальных объектах.
Ожидается строительство 3 тыс. малых ГЭС суммарной мощностью 164 МВт до конца 2026 года.
Важным шагом в реализации «зеленой» экономики станет внедрение с 1 апреля 2025 года специальных тарифов на электроэнергию, произведенную за счет солнечной и ветровой генерации, а также утилизации отходов. Льготные тарифы также будут действовать для предприятий, использующих биогаз.
За чистый воздух
Помимо этого, с мая в Ташкенте, Нукусе и административных центрах областей планируется ввести запрет на реализацию новых проектов, связанных с производством асбеста, цемента, переработкой шлама и шлаков, а также строительством кожевенно-дубильных предприятий и птицефабрик.
Также будет введен запрет на сжигание угля без наличия эффективных систем пылеулавливания и газоочистки.
Предусмотрены ограничения на создание новых заводов черной и цветной металлургии, выпуск стекла с токсичными примесями и производство продукции с использованием опасных химических веществ.
Планируется также запретить использование мазута в качестве топлива для предприятий, производящих тепло- и электроэнергию. Исключение составят лишь аварийные случаи и чрезвычайные ситуации, требующие согласования с кабинетом министров.
Год назад президент Узбекистана поручил премьер-министру Абдулле Арипову рассмотреть возможность полного отказа от бензина АИ-80 с 2025 года. Однако в сентябре 2024 года появилась информация о переносе сроков на 2028 год.
Также, в Узбекистане введут запрет и на отчуждение культурных объектов.
Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса одобрили во втором чтении законопроект, направленный на усиление охраны земель, используемых для отдыха и удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения.
Документом предусматривается запрет на отчуждение культурных объектов, их земель и построек на них.
Не останавливаясь на достигнутом, депутаты Олий мажлиса одобрили полный запрет на электронные сигареты.
Законопроектом запрещается оборот (производство, изготовление, хранение, транспортировка или перевозка, ввоз на территорию Узбекистана и вывоз) электронных систем доставки никотина, в том числе электронные сигареты и жидкости к ним.
Также устанавливается ответственность за правонарушения, связанные с незаконным введением в оборот некурительной табачной продукции, устройств для употребления никотина, в том числе электронных сигарет.
Тем временем советник министра экологии Узбекистана Расул Кушербаев выразил критику по поводу законопроекта, направленного на запрет оборота электронных сигарет и устройств для доставки никотина.
Он подчеркнул, что, хотя и является противником курения, не видит логики в запрете этих устройств без параллельных шагов по ограничению потребления алкоголя, которое, по его мнению, является гораздо более опасным. Кушербаев отметил, что вред от алкоголя намного более серьёзный, чем от курения, и вызывает вопросы, почему алкоголь не находится под столь же строгим контролем.