КНБ проиграл суд 24 кантаровцам

Александра Алехова

Судья Алатауского районного суда Алматы Даурен Айкулов 22 января 2024 года отказал в удовлетворении иска департамента Пограничной службы КНБ РК по Алматинской области к 24 участникам массовых беспорядков в январе 2024 года о взыскании с них 30,5 млн тенге материального ущерба за уничтожение 6 военных машин. Ulysmedia.kz выяснил подробности.

Фото: gov.kz

147 МЛН ЗА ПОРЧУ ГОСИМУЩЕСТВА

Гражданский иск госоргана против 24 ответчиков, осужденных в мае 2023 года за участие в массовых беспорядках во время Кантара, был рассмотрен по существу только с 3-й попытки. В главном судебном разбирательстве интересы кантаровцев представлял правозащитник Ерлан Калиев.

- В ноябре 2023 года Пограничная служба КНБ по Алматинской области подала первый иск в военный суд Алматинского гарнизона о взыскании материального ущерба с осужденных, мотивируя тем, что в приговоре суда она указана пострадавшей стороной, которой нанесен имущественный вред. Сумму иска установили в размере 147 млн тенге за поврежденные машины, бронежилеты, каски и прочее. Я подавал заявление в суд об изменении подсудности, мотивируя тем, что ответчики не могли рассчитывать на беспристрастное рассмотрение этого дела в виду того, что истец – военное ведомство, суд – военный, прокурор – военный, а ответчики гражданские, к тому же осужденные, лица и большинство из них проживают в Алатауском районе Алматы. Суд принял мое заявление и вернул иск без рассмотрения в виду неподсудности с рекомендацией с подобным иском обратиться по месту жительства ответчиков. Пограничная служба пыталась обжаловать это определение в апелляционной инстанции в Астане, но его оставили в силе, - прокомментировал Ерлан Калиев.

По его словам, в марте 2024 года тот же истец повторно обратился уже теперь в Алатауский районный суд Алматы с тем же предметом иска и с той же суммой ущерба. Судья обратила внимание, что никем не установлено, кто именно и что именно из ответчиков из поврежденного имущества повредил, и рекомендовала иск отозвать и подать с уточнениями. Что истец и сделал.

ДАЛЬШЕ ИСК – ДЕШЕВЛЕ СУММА 

Но в ноябре 2024 года в Алатауский районный суд Алматы поступил новый, уже третий иск Пограничной службы КНБ РК по Алматинской области с уточнениями и более скромной суммой взыскиваемого ущерба в размере 30,5 млн тенге.

«В ходе судебного разбирательства (по уголовному делу 2023 года против кантаровцев, - Авт.) было достоверно установлено причастие ответчиков (осужденных) к участию в массовых беспорядках. Вместе с тем, в рамках уголовного дела установлено, что утраченная военная техника была повреждена в ходе неправомерных действии митингующих лиц, участвующих в массовых беспорядках. 16 июля 2024 года в адрес ответчиков было направлено уведомление о возмещении материального ущерба в солидарном порядке, однако ответа не поступало», - указано в иске представителя истца И. Муратбекулы.

В числе уничтоженного и поврежденного имущества, за который должны были в итоге заплатить осужденные кантаровцы, указаны 6 единиц транспортной военной техники. Правда, у 4 из них остаточная стоимость составила 0 тенге. В 22,2 млн тенге истцы оценили уничтоженный во время массовых беспорядков автобус DAEWOO 2019 года выпуска и в 12,1 млн тенге грузовой автомобиль «Урал» 2018 года выпуска. Но кто именно из 24 ответчиков или они вместе сожгли этот транспорт, в иске не сказано.  

- 22 января состоялись прения, и я обратил внимание на то, что в приговоре Бостандыкского суда 2023-го года на 246 страницах, которым была установлена причастность 24 гражданских ответчиков к многоэпизодным массовым беспорядкам, но не была установлена их причастность к повреждению имущества, состоявшего на балансе КНБ. То есть я доказал в суде, что в приговоре не установлена ни прямая, ни косвенная причастность 24 ответчиков к повреждению того самого имущества, за утрату которого Пограничная служба КНБ взыскивает ущерб с кантаровцев. Я просил суд признать этих 24 ответчиков ненадлежащими и отказать в иске. Поразительно, но суд согласился с моими доводами! - резюмировал Калиев.

К слову, у кантаровцев в рамках гражданского разбирательства по порче имущества изначально были 3 адвоката, но уже при рассмотрении 3-го иска они в деле не участвовали, так что Ерлан Калиев один защищал интересы всех 24 ответчиков. Решение суда не вступило в законную силу.