Скоропостижный план: кому и как собирается помогать правительство

Бисенбаев Асылбек

На информационных лентах появилась новость, которую без раздумий можно заносить в список радостных - министр национальной экономики Алибек Куантыров предоставил План оперативных действий по стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Его с потрясающей оперативностью уже обсудило и приняло правительство. А как иначе – это же поручение президента Токаева.

ulysmedia.kz

Обозреватель Ulysmedia.kz, историк Асылбек Бисенбаев пришел к выводу, что у нас это уже традиция - пока сверху не ткнут, никто и ничего делать не будет, если и начнут решать проблему, то думают не о результатах, а только о том, как быстрее свою оперативность наверх донести и отрапортовать о проделанной работе.

Хотя на этот раз, исходя из ситуации, можно было сделать и по-другому. Например, инициативное и думающее, действенное и ответственное правительство создает рабочую группу из представителей различных министерств и готовит программу выхода страны из кризиса, затем представляет её на утверждение главе государства или на обсуждение в парламент. Но в Казахстане к таким излишествам не привыкли. У нас свой особый путь и национальные методы решения проблем, которые нами сами и созданы. Действительно, разве нам нужны общественные слушания и экспертные оценки действий правительства?

Как отмечается в официальном сообщении, «План состоит из 51 мероприятия по направлениям восстановления общественного порядка и безопасности, социальной и прочей инфраструктуры, социальных вопросов, недопущению необоснованного роста цен, поддержки населения и предпринимательства и организационно-финансовых вопросов».

Понять, что собой представляют смотреть все запланированные мероприятия, не удалось - на сайтах этот план представлен в кратком изложении. Даже на официальном информационном ресурсе премьер-министра РК план оперативных действий - это пять табличек с предложениями, набранными крупными буквами. Наверное, для солидности и повышения значимости документа. И это тоже не удивительно, поскольку большинство таких планов в самых разных областях и отраслях представляют собой набор лозунгов – повысить, поднять и добиться!

Итак, пытаемся осознать: «Сотрудники силовых структур и органов гражданской защиты будут обеспечены должной поддержкой государства» — это дословно. А в разъяснении читаем, что в Плане предусмотрено 11 мероприятий по повышению боевой готовности и поддержанию морального духа сотрудников силовых структур. Но конкретные шаги остаются за семью печатями.

Читаем далее. «Гражданам и юридическим лицам, пострадавшим от массовых беспорядков, предоставлена отсрочка по погашению банковских займов и микрокредитов до окончания режима ЧП в разрезе регионов». Сногсшибательная новость! Правительство принимает это решение и буквально на следующий же день отменяет режим чрезвычайного положения в стране. Займы и микрокредиты отсрочили на сутки – вот такая забота и поддержка!

Иное дело в ЕС. Например, в марте 2020 года в Германии правительство принимает решение о том, что представители МСБ смогут получать прямые субсидии до €15 тыс, на эти цели выделено €50 млрд. Минэкономики ФРГ запустило специальную программу, через которую бизнес смог получить неограниченные кредиты. Арендодателям запретили расторгать договоры со съемщиками, которые в связи с финансовыми трудностями из-за ситуации с коронавирусом были не в состоянии платить за аренду.

А вот пример, как помогают по-нашему. Еще одно решение казахстанского правительства – «Из республиканского и местного бюджетов будут выделены необходимые финансовые средства для возмещения ущерба пострадавшим от мародерства субъектам бизнеса». НПП «Атамекен» уже сформировала реестр пострадавших от мародерства. Примечательно, что источником решения проблемы остается бюджет, то есть наши с вами, уважаемые сограждане, деньги.

Деятели крупного бизнеса, наши отечественные монополисты, а также теневые деятели, по-видимому, еще раздумывают о том, стоит или не стоит откликаться на призыв президента Касым-Жомарта Токаева. Так что тяготы по-прежнему лежат на плечах рядовых граждан. Более того, инициативные чиновники решили, что можно поднять свой рейтинг отчислениями в фонд "Қазақстан халқына". Но разве для отчислений из заработной платы бюджетников и прочих рядовых граждан создавали фонд? Тем не менее его реквизиты, видимо, для олигархов были растиражированы в СМИ. Но, устыдившись подобных методов сбора денег на благотворительность, члены попечительского совета фонда, выступили против таких сборов.

«Для снижения нагрузки на бизнес до 1 февраля 2022 года будут приостановлены налоговые и таможенные проверки органов государственных доходов, а также выставление уведомлений по камеральному контролю» — гласит еще один из пунктов плана. Действительно, проверки можно приостановить на десять дней, целых десять дней, декаду!!! Бизнес вздохнул с облегчением. Забота правительства тронула почти до слез.

При этом заявлено, что для правительства «Вопрос повышения доходов людей должен быть самым главным». «Любой план, любая программа должны быть нацелены, в первую очередь, на повышение доходов казахстанцев. На всех уровнях управления эффективность работы будет оцениваться по именно этому показателю», - сказал президент. На деле же в Казахстане растут цены на продукты питания и предметы первой необходимости.  И дело не только в кризисе, но и в политике правительства. Цены растут вследствие самых разных причин. Например, из-за того, что совершенно без всякого обоснования, дороги в РК стали платными. Или из-за того, что банки отказываются поддерживать сельхозпроизводителя. Или из-за роста коррупции и монополизации рынка, недоступности для рядовых предпринимателей государственных программ их же поддержки.

Строительство ЛРТ буквально «съело» значительные суммы, которые можно было направить на развитие предпринимательства. Тут же появляется новый проект, который вызывает крайнее недовольство населения, беспокойство экспертов, протесты экологов – строительство АЭС.

Принятие нового плана продолжает традиции прежних казахстанских кабминов – правительство по-прежнему действует без учета общественных интересов и потребностей. Подготовка документов осуществляется в условиях отсутствия прозрачности, подотчетности и экспертной оценки. Здесь нет даже сопряжения с ранее принятыми программами, не говоря уже о том, что процесс принятия решений должен опираться на соответствие нормам о правах человека и закон.

Даже полное содержание «Плана оперативных действий» остается тайной. Таким образом правительство само подготовило и приняло некое решение, которое само и будет реализовывать, а затем и само оценит результаты исполнения.

Несмотря на все заявления о демократизации, «План оперативных действий» еще раз подтверждает, что Казахстан по-прежнему остается недемократической страной, а новое правительство не спешит перестраиваться и менять свои руководящие методы.

Асылбек Бисенбаев