В ходе заседания правительства министр юстиции Ерлан Сарсембаев рассказал о том, что планируется сделать для улучшения работы с обращениями граждан и совершенствование института принудительного исполнения, передает Ulysmedia.kz.
Министр отметил, что органы юстиции играют ключевую роль в правовом обеспечении деятельности. По его словам, в будущем планируется принять ряд конкретных мер.
К примеру, нарекания со стороны граждан вызывает вопрос принудительного взыскания. Только за 2024 год поступило 89 тысяч жалоб по этой линии или 63 % от общего количества обращений.
“Наша задача вернуть доверие граждан к этому институту и для этого мы в том числе, продолжим использовать возможности искусственного интеллекта.
Продолжится развитие упрощенного производства через Робота судебного исполнителя. Мы планируем расширить сумму взыскания через Робота с 20 до 40 МРП, что увеличит экономию гражданам собственных средств.
Доработаем «Личный кабинет взыскателя и должника» с внедрением «Цифрового ассистента». Ассистент будет показывать все этапы исполнения, а взыскатель и должник будут видеть, что уже сделано или что должно было быть сделано со стороны судебного исполнителя.
Теперь на этой же платформе у сторон будет возможность реагировать в случае несогласия с действиями или бездействиями судебного исполнителя.
Планируется решить вопросы несвоевременного снятия арестов, временного ограничения на выезд из Республики и исключения из Реестра должников по возвращенным исполнительным документам с истекшим сроком предъявления, через автоматизацию этих исполнительных действий”, - сказал министр.
Сложилась негативная практика, когда исполнительные надписи совершались без письменного признания долга и не по месту жительства должника.
“Это делали недобросовестные нотариусы по договоренности с микрофинансовыми организациями, коллекторскими компаниями и частными судебными исполнителями”, - сказал он.
В этой связи, планируется ряд системных шагов, которые обеспечат прозрачность предоставляемой услуги:
- обеспечим возможность открытия «Личного кабинета сторон» в системе «Е-нотариат», через биометрическую идентификацию;
- предоставим возможность подачи взыскателю и должнику возражения либо своевременного погашения долга через «Личный кабинет»;
- исключим аффилированность взыскателя и частного судебного исполнителя через автоматическое распределение исполнительных надписей по письменным сделкам;
- установим контроль за соблюдением территориальности (должника) и запрет нотариусам совершать исполнительные надписи другого региона.
Уже запущен пилотный проект смс-уведомления сторон о совершении исполнительной надписи. Мы видим результаты. К примеру, должникам поступает сообщение нотариусов о совершенной исполнительной надписи и должник, узнав о долге, своевременно его оплачивает.
В этом вопросе планирует сфокусироваться по трем направлениям:
1. Усовершенствование методик судебно-экспертной деятельности до уровня стандартов, где будет предусмотрен пошаговый алгоритм действий, как эксперта, так и действий органов при назначении экспертизы. Это поможет сократить время производства экспертиз, количество «необоснованных» экспертиз и повысить их качество.
2. Усиление прозрачности производства экспертиз через автоматизацию экспертной деятельности. В качестве пилота планируем автоматизировать две – три несложные экспертизы.
“Требуется разработка новой версии информационной системы «Е-сараптама 2.0» с использованием искусственного интеллекта, так как действующая система не отвечает современным требованиям, в том числе в части интеграции с другими информационными системами и оборудованием. Это позволит отслеживать действия эксперта при производстве исследования, а также предупреждать о возможных отклонениях при исследованиях, действиях и бездействиях эксперта. Будет предусмотрена функция, которая позволит проводить исследования в самой системе и исключить человеческий фактор «ошибок».
Внедрим «Виртуальную аутопсию», суть которой состоит в применении компьютерной томографии для проведения исследований трупов. Исследование позволит избежать обязательного вскрытия трупа, что в том числе, поможет избежать противоречия с национальными и религиозными традициями”, - сказал министр.
3. Повышение самоокупаемости Центра судебных экспертиз, а также организационно-штатной его оптимизации (к примеру, при штатной численности Центра 2 782 единиц на долю экспертов приходится лишь 1 216 единиц).
Кроме того, планируем расширить проведение исследований на договорной основе, что позволит увеличить доходность Центра и одновременно улучшить его материально-техническую базу.
События осени прошлого года, когда казахстанская музыка исчезла с платформ Meta, показали недостатки сферы коллективного управления. Многие известные авторы и исполнители заявили о недополучении вознаграждений за использование их произведение на этой платформе.
“В связи с чем, требуется цифровизация этого направления. Планируется авторам и иным правообладателям дать возможность в онлайн формате прослеживать все этапы использования произведения: от заключения договоров, сбора, распределения и до выплат вознаграждений.
В целом прорабатывается вопрос внедрения цифровой платформы с элементами искусственного интеллекта, в части, аналитики и отчетности (по объектам, внесенным в госреестры), совершенствования поисковых систем по зарегистрированным объектам интеллектуальной собственности, разработки мобильного приложения для авторов и правообладателей, расширения интеграции с информационными системами госорганов и международных организаций”, - отметил он.
Какой эффект ожидаем от предлагаемых новых подходов.
Первое. Повышение качества оказания услуг населению, обеспечение доступности и прозрачности оказываемых услуг.
Второе. Модернизация процессов услуг без привлечения дополнительных бюджетных средств и с элементами искусственного интеллекта.
Третье. Оптимизация работы территориальных органов юстиции и подведомственных организаций.
Напомним, в ноябре 2024 года сенат Казахстана одобрил законопроект, который реформирует судебную систему и изменяет процессуальное законодательство.