Многие уже забыли, с каким информационным грохотом вошел в историю самый амбициозный проект Нурсултана Назарбаева – ЭКСПО 2017. За растрату и присвоение бюджетных средств в особо крупном размере посадили 20 с лишним человек. В их числе и бывший заместитель председателя правления АО «НК «Экспо-2017» Мурат Омаров.
Его приговорили к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать материально ответственные должности в государственных и коммерческих организациях. Он отбыл наказание в колонии общего режима, вышел на свободу.
Свою версию произошедшего 10 лет назад Мурат Омаров рассказал в интервью главному редактору Ulysmedia.kz Самал Ибраевой. Предупреждаем, она совершенно не похожа на то, что мы слышали раньше.
- В те годы подряд шли судебные процессы по делу Ахметова, делу Бишимбаева и другие. Это было решение Назарбаева - перед тем как передать власть, он таким образом показывал, что может с любым сделать все, что угодно, чтобы никто не поднимал голову. Я повторяю, это мое личное мнение. В этом ряду прошло и дело ЭКСПО - специально был организован такой большой резонанс, специально было 500 томов уголовного дела, чтобы люди думали – вот сколько наворовали. На сам деле, я изучил эти сотни томов - там в основном счета-фактуры, например, хлебозавод делал поставки на стройку в Усть-Каменогорске одному из подрядчиков, который строил областной театр - рабочих кормил, были ежедневные поставки хлеба - накладные завода тоже были в деле - 500 томов нужно было сделать, для этого макулатуру собрали.
А кто выполнял это, кто собирал материалы и «верстал» дело?
- Конечно, исполнителем был Кожамжаров, все эти процессы были под его личным контролем - он был тем человеком, который всех держал на контроле.
А в тот момент у вас не было желания уволиться?
- А смысл? Это же бесполезно – увольнение не спасет от уголовной ответственности. После этого очевидно пошла команда от Назарбаева Кожамжарову, все были поставлены на прослушку и слежку. Сначала подрядчиков начинали прессовать – они сказали все, что было нужно следствию.
По вашей версии Кожамжаров без какой-либо доказательной базы мог вести такие громкие дела?
- Я первый раз привлекался к уголовной ответственности и сам был удивлен насколько это возможно. Никого не волнует, что ты говоришь и как бы ты не защищался, все направлено против тебя. Например, на суде ни один не сказал, что давал Ермегияеву какие-то деньги. Эпизод, где Ермегияеву вменили взятку - одна из подрядчиков, пожилая женщина заявила, что ей позвонили с неустановленного номера, сказали, что нужны 18 млн тенге для Ермегияева. По указанному адресу приехал мужчина в черной кепке, черных штанах и футболке, пряча лицо, забрал сумку с деньгами и ушел - это были мои личные деньги, я передала на взятку Ермегияеву - это вменили и признали совершившимся преступлением, что Ермегияев взял взятку, при том что Ермегияев н сном ни духом ни этого человека в черной кепке, ни эту сумму не видел, как бы он на суде не говорил, что он не в теме, все равно за это человек получил строгий режим, потому что это взятка в крупном размере.
Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.