"Откуда он взялся?" - о неожиданном советнике Есполове при подготовке к "Экспо" заявил Омаров

Тимур Ниталиев

Многие уже забыли, с каким информационным грохотом вошел в историю самый амбициозный проект Нурсултана Назарбаева – ЭКСПО 2017. За растрату и присвоение бюджетных средств в особо крупном размере посадили 20 с лишним человек. В их числе и бывший заместитель председателя правления АО «НК «Экспо-2017» Мурат Омаров.

Его приговорили к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать материально ответственные должности в государственных и коммерческих организациях. Он отбыл наказание в колонии общего режима, вышел на свободу.

Свою версию произошедшего 10 лет назад Мурат Омаров рассказал в интервью главному редактору Ulysmedia.kz Самал Ибраевой. Предупреждаем, она совершенно не похожа на то, что мы слышали раньше.

Ulysmedia

ТРИГГЕРОМ СТАЛА ИТАЛИЯ

С чего все началось, что-то же стало триггером?

  - Дело началось с командировки первого вице-премьера Сагинтаева, который в 2014 году поехал посмотреть, как готовится Всемирная выставка Экспо в Италии, увидел, что подготовка не на высоте и спросил, сколько уже освоено денег. Оказалось, порядка 15-20 млрд евро. Сагинтаев возмутился, что не видно этих денег, ему объяснили, что уже третью команду посадили, идет судебный процесс за хищения и это у них нормальная практика. Он нам это с Ермегияевым на нашей стройке рассказывал, куда еженедельно приезжал. Он нам также сообщил, что эту историю рассказал Назарбаеву - я тогда еще понял, что мы будем следующие.

А в тот момент у вас не было желания уволиться?

  - А смысл? Это же бесполезно – увольнение не спасет от уголовной ответственности. После этого очевидно пошла команда от Назарбаева Кожамжарову, все были поставлены на прослушку и слежку. Сначала подрядчиков начинали прессовать – они сказали все, что было нужно следствию.

Без каких-либо доказательств?

  - Да, абсолютно, ни один не сказал, что Ермегияеву давал деньги, ни один не подтвердил, что договаривался. Был еще один нюанс - возле Ермегияева появился советник, молодой и симпатичный парень, зовут его Айдос Есполов, я тогда удивился, откуда он взялся? Ермегияев мне тогда сказал, что это распоряжение Назарбаева. Я был управляющим директором по новым технологиям, заместителем по строительству я стал позже, практически перед арестом - подрядчики говорили, что они все вопросы решают с Айдосом Есполовым.

Чем занимался советник Ермегияева?

  - Как оказалось, он занимался работой с подрядчиками, подрядчики ко мне подходили и говорили, что уже решили вопросы с Есполовым, я говорю, а кто такой Есполов? Ну я слышал, что советник, ну и что?

Он по делу проходил?

  - Тут интересный момент, он оказался старшим братом нынешней жены Назарбаева – Асель, которая была мисс-Казахстан 2000 года, вот это ее старший родной брат.

Начиналось все довольно пафосно, Назарбаев доверил свою идею своему любимчику Ермегияеву, а потом передумал. Что произошло, почему Назарбаев решил разобраться?

  - Подрядчики пытались манипулировать, утверждая, что Есполов главнее. Ермегияев спрашивал у Назарбаева, тот сказал, что с подрядчиками работает советник, не мешайте ему. Мы и перестали на него обращать внимание, раз у него есть свои поручения от Назарбаева. Он то появлялся в офисе, то исчезал - мы особо не контактировали. Вопрос в другом, решение о том, чтобы строительство ЭКСПО сделать уголовным процессом, c широким освещением во всех СМИ, вплоть до международных, это все же было решение Назарбаева.

ВОЗМОЖНОСТЬ СДЕЛАТЬ ШОУ

А зачем ему это нужно было?

  - Ему уже подсказал Сагинтаев, что в Европе так принято, на больших стройках это нормально, если управленцев сажают за хищение и т.д. Назарбаев для себя решил - чем мы хуже? Обычно у нас, когда мероприятия пройдут - начинаются расследования. Выясняют, сколько денег похищено, а здесь во время подготовки - если в Европе так делают, то и у нас так надо сделать! Это было его очевидное решение, а потом, как я уже говорил - это была подготовка к передаче власти, нужно было показать всем элитным группам, что можно с любым так сделать - даже с любимчиками. После этого Назарбаев в интервью говорил, что он с болью в сердце дал команду арестовать Ермегияева, а на самом деле это было изначальное решение, когда он увидел возможность из этого сделать шоу.

23 человека проходили по делу, Ермегияев до сих пор сидит – ему дали 14 лет строгача, но сейчас Назарбаева во власти нет, почему дело не пересматривают?

  - Но как вы видите, у нас никто пересмотром этого дела не озабочен, никому это не интересно, потому что было много задействовано людей, которые косвенно или прямо участвовали - кто-то пиарился, кто-то получил звание, должности новые. Если говорить, что это было шоу, я хотел бы вспомнить момент, когда депутат мажилиса Артур Платонов, который вел передачу на КТК, даже он нас упомянул в связи с январскими событиями. Платонов освещает террористический акт и вдруг переключается на дело ЭКСПО и говорит - вот эти сволочи, люди гибнут, защищая мирных граждан, а эти воруют! Обвинительный уклон и накал был во всех СМИ. Например, еще до приговора Кожамжаров на пресс-конференциях заявлял, что украдено столько, и каждый раз он увеличивал эту сумму украденного. Если бы кто-то из наших адвокатов заявил бы, его бы сразу привлекли к ответственности за разглашение данных следствия - следствию можно разглашать данные, а защите запрещено. У нас не было возможности защищаться в СМИ, законодательно запрещено, только у государственного обвинителя была возможность создавать имидж расхитителей народного добра.

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.