Выпускники по специальности “педагогика” не могут устроиться в школы в Казахстане

Тимур Ниталиев
Depositphotos

Депутат мажилиса Ирина Смирнова заявила, что в Казахстане наблюдается тревожная тенденция снижения требований к будущим педагогам, передает Ulysmedia.kz.

Детали

По словам депутата, согласно опубликованному списку поступивших на образовательные гранты на 2024–2025 учебный год, минимальный балл по специальности «Педагогика и психология» составил всего 81 балл, а по направлению «Дошкольное обучение и воспитание» — 75 баллов. Для сравнения, в 2023–2024 учебном году минимальные баллы по этим же специальностям составляли 89 и 75 баллов соответственно.

При этом на такие востребованные направления, как «Юриспруденция», «Право», «Журналистика и репортёрское дело», минимальные баллы поступивших на грант в те же годы начинались от 115 баллов.

Цитата

“Мы убеждены, что обучаться на будущих педагогов должны в первую очередь те, кто искренне хочет учить и воспитывать детей, а не те, кто выбирает профессию по остаточному принципу — лишь бы получить грант. Сегодня государство создает условия для будущих учителей. Чтобы обеспечить привлечение в профессию учителя лучших людей из общества и повысить качество образования, принять системные меры, включающие повышение статуса профессии, улучшение условий труда, непрерывную профессиональную поддержку.Студентам назначаются повышенные стипендии. Учителям достойная заработная плата. Мотивационная часть обеспечена. Поэтому крайне важно повысить и требования, так сказать, “на входе”, обеспечить строгий отбор кандидатов”, - сказала она.

Как в других странах?

Депутат привела пример: в Финляндии только 10% из лучших выпускников школ могут стать абитуриентов педагогических вузов.Кандидаты оцениваются не только по академическим успехам, но и по личным качествам: эмпатии, коммуникабельности, стрессоустойчивости.

В Японии будущие педагоги проходят длительные стажировки в школах под руководством опытных наставников, что позволяет им адаптироваться к реальным условиям работы.

Что предлагается

Предлагается установить единый минимальный проходной балл по всем предметам для поступающих на педагогические специальности по гранту. Это позволит привлечь действительно мотивированных самых сильных кандидатов.

“Кроме того, для усиления мотивации мы предлагаем ввести механизм распределения лучших выпускников — тех, кто окончил обучение на «отлично» — с возможностью выбора места работы. Сегодня же выпускники зачастую вынуждены самостоятельно искать работу, сталкиваясь с требованиями по стажу и результатам аттестаций, что для начинающего специалиста становится серьёзным препятствием и снижает привлекательность профессии”, - сказала она. 

Контекст

Ранее сообщалось о том, как изменились зарплаты учителей в Казахстане за 5 лет.