Почему Казахстану за все годы независимости так и не удалось снизить зависимость от сырьевых денег? На этот вопрос попытался ответить экономист Айдархан Кусаинов, передает Ulysmedia.kz.
По словам Кусаинова, в стране вот уже 25 лет говорят о необходимости избавления от сырьевой зависимости. Однако исключить или хотя бы уменьшить влияние сырьевых денег на экономику так и не удалось. При этом, власти дают этому процессу разную оценку: от полного отрицания зависимости или частичного признания, до констатации суровой правды жизни - невозможности отказа от трансфертов в силу "социальных" нужд. А "красивые" госпрограммы служат лишь поводом залезть в кубышку.
- Следствием такой модели является то, что бенефициарами являются те, кто контролирует сырьевые деньги. Три иностранных кита (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган) увлечены собственными играми - там другая корпоративно/политическая игра. В рамках страны сырьевые деньги - это Нацфонд, ну и квазигоссектор (Самрук-Казына, Казатамопром и 40% металлов - ERG). То есть тот, кто регулирует дозу - тот контролирует ситуацию.
Проблема в том, что разрыв между более или менее естественной траекторией и искусственной траекторией начался в 2019-2020, а сейчас принимает угрожающие масштабы. А главный вопрос - есть ли альтернативная мысль? Потому что идеальная ситуация 2022 - Новый Казахстан, все старое - вон, война в Украине, геополитический шторм, не только все старое вон, но еще и никто не виноват. Полное бинго для всей страны не привело к реформам по жизни - неприятным, но полезным, - констатирует Айдархан Кусаинов.
Ранее мы опубликовали мнение Кусаинова о том, что нынешний премьер Олжас Бектенов "расхлебывает" проблемы, доставшиеся ему от предшественника - Алихана Смаилова.