После январских беспорядков в дом жителя Атырау Думана Кенжебая заявились полицейские и сотрудники СОБР, которые избили его, наставили оружие на жену, запугали маленьких детей и у них на глазах забрали отца. Позже его доставили в СИЗО, а дети получили психологическую травму.
По словам жены Думана Кенжебая Асылзат Тулеуовой, это случилось 8 января около 23:00 ночи, когда они уже собиралась спать. В дом вошли несколько бойцов СОБР и, не представившись, повалили Думана на пол.
“Я подумала, что это грабители пришли грабить наш дом. Когда я спросила, кто они такие, и подошла к мужу, один из них пригрозил мне, что расстреляют меня и моих детей. Они хотели доставить его в городской отдел полиции прямо в нижнем белье, потом я криком остановила их, успела одеть мужа. Его даже босиком хотели забрать”, – рассказывает Асылзат Тулеуова.
Бойцов спецотряда не смогли остановить трое маленьких детишек. Прямо на их глазах они кричали и избивали отца, маме приставляли оружие.
“У нас трое детей – шестимесячный грудничок и дети 3 и 6 лет. Дети получили психологическую травму. Теперь когда дверь открывается и в дом кто-то входит, они пугаются и плачут. Боюсь, что они онемеют”, – говорит Асылзат Толеуова.
Для Думана Кенжебая настоящие пытки начались в белой машине марки «Kia» – мужчину увезли на этой гражданской машина. Его бросили на пол автомобиля, пинали ногами по голове и избивали. Его избивали по дороге до Атырауского городского управления полиции.
“Сотрудник полиции, сидевший впереди, приказал забить Думану почку. Когда его привезли в полицию, сказали отвести в «Комнату страха» (Спортзал «Динамо» при городском отделе полиции), где его ногами избивали коло 15 сотрудников СОБР. Положили на пол и прыгали на его голове. Другой схватил его за волосы и ударил ногой по ушам. Потом очень слабого Думана отвели к следователю”, – говорит со слезами на глазах Асылзат.
Следователь Атырауского городского управления полиции предложил Думану два варианта: он может спрыгнуть с пятого этажа или подписать документ и получить 15 лет лишения свободы. Думан подписал документы.
“Ему сказали, что если ты выпрыгнешь из окна, то напишут, что он сам выпрыгнул. После того, как подписал все представленные бумаги, его забрали в «Динамо» и опять избивали. После этого его повезли на обследование”, – рассказывает Асылзат Толеуова.
Результаты обследования Думана Кенжабая поразили – он не пострадал и находится в добром здравии. После медобследования его вначале поместили в ИВС, а затем в СИЗО.
“Несколько дней я не могла увидеться с Думаном. Мы встретились только после того, как исчезли следы травм. У него сильно болят почки. Едва передвигался. Прокурор и другие сотрудники полиции видели, когда его избивали. Но все молчали. В какой стране мы живем? Моего мужа избили. Новый Казахстан начинается со старого сталинского метода? Это же кошмар!”, – говорит Асылзат.
Следователь утверждает, что Думан Кенжебай избил сотрудника полиции перед зданием акимата Атырауской области. Жене показали видео.
“Сотрудник полиции бросил в меня гранату со слезоточивым газом. Я защищался, но пострадали люди вокруг меня. На земле лежало несколько человек. Когда на меня напал полицейский, в целях самообороны я избил его. В противном случае он бросил бы еще одну гранату и ранил бы людей”, – написал Думан Кенжебай в письме нашему корреспонденту.
Думан — единственный ребенок и кормилец семьи. Мужчина, у которого сейчас несколько невыплаченных кредитов, в настоящее время находится в СИЗО по состоянию здоровья.
“У собаки тоже есть хозяин! Как так можно – оскорбить наших мужчин и восстановить справедливость? Значит, участие в митинге является преступлением, а избиение людей – не преступление? Те, кто пытал моего мужа, должны быть наказаны. Я возьму своих троих детей, и буду стучать в нужные двери и достучусь”, – говорит его супруга.
В отношении Думана Кенжебая возбуждено уголовное дело по ч. 2 статьи 272 (Участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием), п. 1, 4 ч. 3, ст. 380 (Применение насилия в отношении представителя власти группой лиц по предварительному сговору в отношении двух или более лиц) УК РК.