Рост кредитов в Казахстане замедлился: кто ещё может взять займ, а кому банки могут отказать

Аскар Ескараев
Коллаж Ulysmedia

Рынок розничного кредитования в Казахстане заметно охладился в первой половине 2025 года. По данным аналитического центра АФК, новые выдачи выросли всего на 14,4% против почти 29% годом ранее. Портфель увеличился лишь на 9,1%, что стало самым медленным ростом за последние годы, передаёт Ulysmedia.kz.

Причины снижения

По данным экспертов АФК, причиной, во-первых, стали ужесточение требований Нацбанка ограничило выдачу беззалоговых займов. Во-вторых, высокая ключевая ставка сделала кредиты дороже, а доходы населения упали на 2,6% за полгода. В-третьих, рынок постепенно насыщается: количество новых клиентов снизилось в три раза, до 55 тыс. против 178 тыс. годом ранее.

Из-за этого уровень проникновения кредитования слегка снизился — с 88,6% до 88,2%. Проще говоря, всё меньше казахстанцев впервые приходят за займом, а значительная часть потенциального спроса уже исчерпана.

Какой кредит дадут, а какой – нет

Структура спроса меняется. Беззалоговые кредиты — бывший драйвер рынка — рухнули на 16%. Банки осторожнее работают с рисковыми клиентами, а ставки становятся всё менее привлекательными. Но популярность растёт у обеспеченных продуктов: автокредиты взлетели на 54%, займы под залог — на 23%, ипотека — на 14%.

Уровень одобрений заявок изменился разнонаправленно. Банки чаще дают автокредиты и беззалоговые займы, но ипотека резко просела: положительное решение получили лишь 26% заявителей против 37% годом ранее.

Прогнозы

АФК прогнозирует, что в третьем квартале тренд сохранится: спрос будет расти на автокредиты и займы под залог, тогда как ипотека и беззалоговые продукты продолжат терять позиции. Это поддержит общий объём кредитного портфеля, но в целом рынок будет развиваться умеренными темпами.

Контекст 

Ранее стало известно, что информация о запуске в стране новой программы автокредитования оказалась фейком. Ожидания льгот при покупке авто подогреваются ситуацией на внутреннем рынке. Так, в июне 2025 года Казахстан стал лидером среди стран ЕАЭС по росту цен на легковые автомобили. За год стоимость машин в республике увеличилась на 11,6%, в то время как средний показатель по ЕАЭС составил лишь 2,2%.