Почему Кыргызстан не покупает топливо из Казахстана, ответил директор Агентства антимонопольного регулирования КР Женалы Орозбаев, передаёт Ulysmedia.kz.
Россия ежегодно поставляет в Кыргызстан около 1,2 млн тонн горюче-смазочных материалов, не считая авиакеросина и других специфичных видов топлива. Уровень потребления в стране достигает 1,4 млн тонн. Однако ситуация с ГСМ в самой России остается сложной из-за войны с Украиной.
– Примерно пятая часть российских НПЗ сейчас не работает. Хоть и запасы в Кыргызстане рассчитаны на 1,5 месяца вперед, но есть вынужденные условия для роста цен на топливо, – отметил Орозбаев.
Он подчеркнул, что рост цен объясняется не только разрушением нефтеперерабатывающих заводов, но и повреждением инфраструктуры, что усложняет логистику поставок.
– Не стоит удивляться удорожанию ГСМ, но поставщики делают все возможное, чтобы обеспечить страну топливом. В противном случае все в стране может остановиться, – добавил глава ведомства.
Женалы Орозбаев объяснил, что в Казахстане ГСМ для населения продаются по заниженной цене за счет бюджетных компенсаций, тогда как экспортная стоимость существенно выше.
– Если литр АИ-92 в Кыргызстане стоит 70 сомов, то в Казахстане – около 40 сомов. Но для экспорта цена значительно выше и превышает стоимость топлива из России. Здесь речь не о братских отношениях, а об экономической выгоде, - сказал он.
По словам директора агентства, заключение соглашений с Казахстаном нецелесообразно. Кыргызстану пока выгоднее покупать топливо в России.
О неизбежности подорожания бензина и дизеля в конце июля рассказал первый вице-премьер Роман Скляр. Он признал, что Казахстан при всех своих мощностях, производит недостаточно нефтепродуктов. При этом из-за низких, по сравнению с соседними странами, цен на бензин и дизель, наше топливо утекает за границу.