«Речь не о братских отношениях, а о выгоде»: почему Кыргызстан не покупает топливо из Казахстана

Аскар Ескараев
Коллаж Ulysmedia

Почему Кыргызстан не покупает топливо из Казахстана, ответил директор Агентства антимонопольного регулирования КР Женалы Орозбаев, передаёт Ulysmedia.kz.

Детали

Россия ежегодно поставляет в Кыргызстан около 1,2 млн тонн горюче-смазочных материалов, не считая авиакеросина и других специфичных видов топлива. Уровень потребления в стране достигает 1,4 млн тонн. Однако ситуация с ГСМ в самой России остается сложной из-за войны с Украиной.

– Примерно пятая часть российских НПЗ сейчас не работает. Хоть и запасы в Кыргызстане рассчитаны на 1,5 месяца вперед, но есть вынужденные условия для роста цен на топливо, – отметил Орозбаев.

Он подчеркнул, что рост цен объясняется не только разрушением нефтеперерабатывающих заводов, но и повреждением инфраструктуры, что усложняет логистику поставок.

– Не стоит удивляться удорожанию ГСМ, но поставщики делают все возможное, чтобы обеспечить страну топливом. В противном случае все в стране может остановиться, – добавил глава ведомства.

Почему бы не покупать топливо в Казахстане

Женалы Орозбаев объяснил, что в Казахстане ГСМ для населения продаются по заниженной цене за счет бюджетных компенсаций, тогда как экспортная стоимость существенно выше.

– Если литр АИ-92 в Кыргызстане стоит 70 сомов, то в Казахстане – около 40 сомов. Но для экспорта цена значительно выше и превышает стоимость топлива из России. Здесь речь не о братских отношениях, а об экономической выгоде, - сказал он.

По словам директора агентства, заключение соглашений с Казахстаном нецелесообразно. Кыргызстану пока выгоднее покупать топливо в России.

Контекст

О неизбежности подорожания бензина и дизеля в конце июля рассказал первый вице-премьер Роман Скляр. Он признал, что Казахстан при всех своих мощностях, производит недостаточно нефтепродуктов. При этом из-за низких, по сравнению с соседними странами, цен на бензин и дизель, наше топливо утекает за границу.