"Турлов, Ломтадзе, Кан": кто может выкупить казахстанские футбольные клубы

Аскар Ескараев
Коллаж Ulysmedia

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов ответил на депутатский запрос Нартая Сарсенгалиева касательно приватизации футбольных клубов, передаёт Ulysmedia.kz.

Детали

Министерство туризма и спорта совместно с Казахстанской федерацией футбола и акиматами уже ведут переговоры с бизнесменами. Среди потенциальных инвесторов — известные компании и предприниматели:

  • «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» (Сергей Кан) рассматривает покупку клуба «Кызыл-Жар»;
  • Freedom Finance (Тимур Турлов) заинтересована в строительстве стадиона и академии для «Шахтёра»;
  • Kaspi Group (Михаил Ломтадзе) планирует приобрести «Жеңіс» и развивать футбольную инфраструктуру в Астане;
  • «TAU GROUP LTD» (Ислам Козбаков) хочет инвестировать в «Қайсар».

Также интерес к клубам «Тараз», «Елімай» и «Иртыш» проявляют и другие бизнес-группы, следует из ответа Бектенова.

Премьер-министр отметил, что до конца 2025 года правительство обновит Комплексный план приватизации, куда войдут и спортивные объекты. В этом году на развитие футбола из бюджета выделили 34,9 млрд тенге, из которых 31,8 млрд направили на поддержку профессиональных клубов, а 3,1 млрд — на детский и массовый футбол.

Проверки показали более 100 нарушений в использовании бюджетных средств клубами: необоснованные премии, завышенные контракты и дублирующиеся расходы. Так, в «Ақтөбе» прокуратура выявила 250 млн тенге, потраченных нецелевым образом.

Чтобы сократить бюджетные траты, с 2026 года вступает в силу запрет на финансирование иностранных игроков (легионеров) за счёт государственных и квазигосударственных средств. Кроме того, введены лимиты на расходы акиматов.

Контекст

В сентябре Касым-Жомарт Токаев поручил министру спорта Ерболу Мырзабосынову продолжить внедрение модели вертикального управления и ускорить приватизацию футбольных клубов. Кроме того, важной задачей названо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере туризма.

‎В марте агентство по защите и развитию конкуренции предлагало приватизировать 7 футбольных клубов.