Депутат мажилиса Болатбек Алиев заявил об обращениях казахстанских перевозчиков, которые рассказали о серьезной внутренней проблеме. По словам депутата, под удар попали все перевозчики — и грузовые, и пассажирские, передает Ulysmedia.kz.
“Мы строим дороги на 13 тонн на одну ось, а ездим только на 10. Это абсурд, который бьет по экономике, перевозчикам и людям.Ко мне всё чаще обращаются перевозчики со всей страны, особенно в последнее время — легальные пассажирские компании, которые работают по лицензии, платят налоги и ежедневно перевозят тысячи людей между городами Казахстана. Пока мы решали вопросы с нашими международными перевозчиками, где удалось навести порядок и защитить интересы казахстанских водителей, — появилась внутренняя проблема, не менее серьёзная. Теперь под удар попали все перевозчики — и грузовые, и пассажирские”, - отметил Алиев.
Он напомнил, что новые новые трассы Казахстана проектируются с расчётной нагрузкой до 13 тонн на ось. Так указано в проектно-сметных документациях, и именно под это закладываются огромные расходы — на покрытие, щебёночную подушку, цемент, асфальт и прочие материалы.
“Но эксплуатационные нормы ограничивают движение до 10 тонн на ось. Возникает вопрос: зачем строить дороги на 13 тонн, если по ним запрещено ездить тяжелее 10? Разница — 30%. Это не просто цифра. Три тонны на ось — это около 30% недогрузки. И здесь нет ни одного чёткого обоснования: почему именно 30 %, а не 25, не 20 и не 10? Откуда взята эта цифра, если в строительных нормативах заложена прочность на 13 т, а эксплуатационно разрешено лишь 10 т? Каждое такое ограничение — это недовезённая продукция, которая сразу ложится в калькуляцию себестоимости. Если грузовик имеет три оси, он недовозит до 9–10 тонн груза при каждом рейсе. Эти 10 тонн — это товары, оборудование, продукты, стройматериалы, которые могли бы ехать одной машиной, а не двумя. Если бы разрешили движение с расчётной нагрузкой 13 тонн, себестоимость перевозок и, как следствие, цены на товары были бы ниже. Сегодня же искусственные ограничения разгоняют инфляцию и снижают конкурентоспособность казахстанских перевозчиков”, - считает депутат.
Он уточнил, что норма «10 тонн на ось» распространяется и на пассажирские автобусы.
“Возьмём обычный 49-местный междугородний автобус: каждый пассажир весит в среднем 85–90 кг, плюс 30–35 кг багажа. Даже при штатной загрузке одна из осей автобуса будет превышать 10-тонную нагрузку. В результате штраф получают легальные перевозчики, которые работают по лицензии, соблюдают нормы,платят налоги и конечно оказывает услуги тем, кто себе не может позволить такси, поезд или самолет. Это удар по тем, кто обеспечивает безопасные и стабильные пассажирские маршруты. А нелегальные перевозчики, как мини бусы, у которых нет страховок и техосмотра, наоборот, продолжают работать без ограничений. Так мы подрываем доверие к закону и создаём неравные условия на рынке”, - уверен Алиев.
Депутат выделил системные проблемы: неэффективность бюджета, наказание за эффективность, удорожание жизни.
“Каждая «недовезённая» тонна ложится в себестоимость товаров и билетов, а в итоге — в цену для потребителя. Если дороги действительно рассчитаны на 13 тонн — значит, нужно разрешить движение с соответствующей нагрузкой.
А если боятся, что покрытие не выдержит — значит, нас обманывают при строительстве. Пора перестать строить «с запасом на бумаге» и ограничивать в реальности. Или дороги — действительно 13-тонные, или всё это — 13-тонная иллюзия за счёт бюджета и граждан. Министерству транспорта стоит пересмотреть действующие лимиты для дорог I категории и устранить нормативное противоречие между проектной и эксплуатационной нагрузки”, - резюмировал Алиев.
Напомним, ранее сообщалось, что разбитые участки платных дорог стали бесплатными в Казахстане с 15 сентября.