Министр энергетики Ерлан Аккенженов признал, что у Казахстана нет полноценной альтернативы «Каспийскому трубопроводному консорциуму» (КТК), через который проходит основной объём экспортной нефти, сообщает Ulysmedia.kz.
В кулуарах 44-го заседания совета ассоциации KAZENERGY Ерлан Аккенженов ответил на наш вопрос о том, как Казахстан планирует перенаправлять экспорт нефти после атак по инфраструктуре КТК. По его словам, ни один из существующих маршрутов не способен заменить мощности консорциума.
— На сегодняшний день альтернативы КТК нет, это нужно признать. Тот объём, который он пропускает, а это 65 млн тонн, другие маршруты обеспечить не могут, — сказал министр.
Аккенженов перечислил направления, которые могут использоваться как дополнительные: маршрут через Каспийское море — «Баку–Тбилиси–Джейхан»; «Атырау–Самара» с дальнейшим выходом на порты Чёрного и Балтийского морей; «Казахстан — Китай» и железнодорожные поставки, которые Казахстан также рассматривает.
Глава Минэнерго не уточнил, какие объёмы нефти могут быть перенаправлены на эти маршруты в период ремонтных работ на терминале КТК.
Отвечая на вопрос о безопасности КТК после неоднократных ударов по инфраструктуре, глава Минэнерго подчеркнул, что его ведомство не даёт политических оценок.
— За таким комментарием необходимо обратиться во внешнеполитическое ведомство, — отметил он.
При этом Аккенженов отметил, что договоры консорциума чётко определяют ответственность за эксплуатацию и сохранность трубопровода.
— Сохранность обеспечивает та страна, по территории которой проходит трубопровод. По Казахстану — это сам оператор и, соответственно, казахстанская сторона. О других странах я говорить не могу, — пояснил министр.
В Минэнерго также напомнили, что инцидент на морском терминале КТК не привёл к полной остановке экспорта. Отгрузка нефти продолжается через действующий причал с соблюдением необходимых мер безопасности.
— Министерство совместно с грузоотправителями проводит оперативную работу по перераспределению объёмов нефти. В том числе приняли меры по перенаправлению определённого объёма кашаганской нефти в КНР. Ситуация находится на постоянном контроле Министерства энергетики, — прокомментировали в ведомстве.
29 ноября украинские беспилотники атаковали терминал КТК в Новороссийске, через который на экспорт идёт казахстанская нефть с Тенгиза. Одно из причальных устройств получило сильные повреждения.
Ранее мы подробно рассказывали о значении КТК для Казахстана и о том, может ли Астана перенаправить часть своей нефти на другие экспортные маршруты.