Экономист раскрыл, как банки "съедают" бонусы казахстанцев

Аскар Жакыпов
коллаж Ulysmedia

Сейчас многие банки предлагают карты с кешбэком, обещая большие бонусы за каждую покупку. Рекламные объявления говорят о мгновенной выгоде, но, изучив условия, клиент может увидеть, что реальная ситуация отличается от рекламных слоганов, передает Ulysmedia.kz.

Подробности 

Экономист Руслан Султанов отметил, что на практике кэшбэк часто имеет ограничения по категориям, а максимальный процент действует лишь на определенные покупки. Кроме того, есть лимиты на сумму возврата. Также существуют комиссии за обслуживание и дополнительные условия, которые нужно выполнять для получения кешбэка. 

Примеры 

Банковская "щедрость" внезапно превращается в серию сносок мелким шрифтом, предупредил экономист. Он привел ряд конкретных примеров "из жизни":

  • Кэшбэк «5% на все» оказывается 5% только на покупки в конкретном маркетплейсе, а на остальные операции 0,3%;
  • Бесплатная карта становится «платной» через год: обслуживание, смс-уведомления, комиссии за переводы - итоговая выгода исчезает.
  • Клиент получает 3 000 тенге кешбэка, но при этом заплатил 2 000 тенге комиссии за снятие наличных - маркетинг выиграл, математика проиграла.

Цитата 

Кешбэк - это не подарок банка. Это инструмент стимулирования оборота, который окупается: комиссией с торговых точек, продажей дополнительных услуг, расширением клиентской базы, ростом объема безналичных операций.

Кешбэк работает только потому, что клиент тратит больше, чем планировал. Проще говоря, маркетинг превращает потребление в кажущуюся выгоду, но реальная финансовая польза есть только тогда, когда расходы осознанные, а комиссии минимальные - отметил Султанов в своем Telegram-канале "Экономический ликбез".

Контекст 

С 2026 года в Казахстане начнут облагать налогом на добавленную стоимость финансовые услуги. О том, как это скажется на клиентах банков, рассказали в Ассоциации финансистов Казахстана.