Федеральная таможенная служба РФ проверяет утильсбор для автомобилей, ввезённых из Казахстана за последние полтора года, передает Ulysmedia.kz.
Владельцы автомобилей, собранных в Казахстане, должны доплатить разницу в таможенных сборах. Кроме того, уполномоченные органы расследуют случаи мошенничества с посредниками при оформлении таких машин.
Импорт новых легковых автомобилей из Казахстана в Россию в 2024 году составил 22 975 машин. Почти половина пришлась на Kia, Hyundai и Skoda. За 11 месяцев 2025 года в РФ из Казахстана ввезли гораздо меньше машин - 10 333.
Обозреватели Auto.ru поясняют, что не все, но многие из этих иномарок собирались на заводах в особых экономических зонах Казахстана, где действовали льготы и пониженные пошлины (согласно СПИКам и инвестконтрактам), подразумевающие использование машин только в Казахстане, а не вывоз в другие страны. И, как показали проверки ФТС РФ, такие машины нельзя считать общими товарами ЕАЭС и применять к ним союзные формулы. Для России они являются импортными, поэтому при расчёте утильсбора надо учитывать разницу в таможенных платежах.
- Под проверки попадают все автомобили из Казахстана, собранные там же. Они оформлялись там без уплаты таможенных платежей, по льготным ставкам для использования внутри страны. И наша компенсационная формула утильсбора, которая введена с 1 апреля 2024 года, подразумевает именно такие случаи и такие машины. По правилам, при ввозе в РФ нужно пересчитать утильсбор со всеми нашими ставками для импортного товара и уже из этой суммы вычесть то, что было оплачено в Казахстане, а по льготным акцизам там было оплачено меньше положенного, потому разница в тарификации будет существенной. По сути люди попадают на доплату таможенных пошлин, - объясняет эксперт автобизнеса Артём Самородов.
Экономист Михаил Делягин рассказал о ситуации, которая затронула около 30 тысяч российских семей. Они, по его словам, пострадали от действий таможни, "похожих на вымогательство". Люди купили машины, собранные в Казахстане, но, как выяснилось позже, с китайскими деталями. Теперь российская таможня требует с них дополнительных выплат.