Экономист Рахимбек Абдрахманов проанализировал сообщения министерства нацэкономики о том, что по итогам года ВВП Казахстана превысит $310 млрд. Говорят, по этому показателю страна якобы догоняет Финляндию и Португалию, передает Ulysmedia.kz.
В своем Telegram-канале Gde Tenge? Абдрахманов отметил, что с 2022 года ВВП увеличился почти на 40%, но этот рост носит преимущественно номинальный и сырьевой характер и практически не конвертируется ни в рост реальных доходов населения, ни в расширение налоговой базы, ни в инвестиции в человеческий капитал. Ниже мы приведем выдержки из публикации экономиста.
Доходы бюджета подросли номинально и главным образом за счёт роста госдолга и инфляции: займы правительства увеличились с 7,0 трлн тенге в 2023 году до 8,2 трлн тенге в 2024 году (+1,2 трлн). Поступления по НДС выросли с 5,1 до 5,8 трлн тенге (+0,7 трлн), тогда как КПН остался на уровне 2024 года — 3,6 трлн тенге, а таможенные платежи снизились с 2,1 трлн годом ранее до 2,0 трлн тенге в текущем году.
Рост поступлений по НДС на 13% (с 5,1 трлн тенге в 2024 году до 5,8 трлн тенге в 2025 году) практически совпадает с официальной инфляцией в 2025 году (13%), при том что рост цен по наиболее чувствительным статьям — продовольствие, ЖКХ и топливо — составил около 17%. На фоне стагнации КПН и реальных доходов населения, а также падения таможенных сборов, рост НДС в большей степени отражает инфляцию, а не рост производительности и деловой активности.
Важный индикатор экономической активности — КПН— не демонстрирует роста и остаётся на уровне 2024 года - 3,6 трлн тенге. В то же время совокупная чистая прибыль только 11 крупных компаний за прошлый год составила около 10 трлн тенге. Очевидно, что бюджет не получает эффекта от формального роста ВВП, а налоговая нагрузка вместо крупных корпораций получающих сверхприбыли смещается на домохозяйства и МСБ.
Расходы на образование снизились с 1,7 трлн тенге в 2024 году до 1,2 трлн тенге в 2025 году (–29%), на здравоохранение — с 2,2 до 2,0 трлн тенге (–9%). На этом фоне выплаты пенсий и пособий выросли с 5,2 до 5,4 трлн тенге (+4%). Таким образом, бюджет всё больше выполняет функцию социального стабилизатора, а не драйвера развития.
- Очевидно, что, в отличие от развитых экономик Финляндии и Португалии, рост ВВП в Казахстане практически не конвертируется ни в рост благосостояния граждан, ни в устойчивый рост доходов бюджета. Важно понимать, что снижение расходов на образование и здравоохранение ведёт к долгосрочной деградации человеческого капитала, и снижению будущей производительности труда. Кому нужен такой рост экономики? Если рост ВВП не сопровождается ростом доходов населения и государства, увеличением производительности труда и инвестиций в человеческий капитал, он просто теряет свой экономический смысл, - подчеркнул экономист.
Доктор социальных и политических наук Куат Акижанов также считает, что рост ВВП носит номинальный характер, никак не отражаясь на благосостоянии подавляющего большинства казахстанцев.