Кашаганскую серу не вывозили годами, зная о штрафах - эксперт

Асыл Беков
Ulysmedia

Директор фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов жёстко высказался о ситуации вокруг Кашаганской серы. По его словам, история с экологическим штрафом в 2,3 трлн тенге - это не случайность и не ошибка, а результат «алчности, холодного расчёта и затягивания решений со стороны акционеров проекта», передаёт Ulysmedia.kz.

Детали 

Как утверждает эксперт, ещё с 2017 года внутри Кашаганского проекта обсуждали проблему вывоза серы. Акционеры понимали, что если серу не вывозить, неизбежны крупные экологические штрафы. Более того, им было известно, что с принятием нового Экологического кодекса санкции вырастут в разы. Но, несмотря на это, реальные решения годами откладывались, отмечает он. 

Причина, по словам Жумагулова, банальна - деньги. Вывоз серы был экономически невыгодным, с отрицательным «нетбеком». Поэтому акционеры предпочли ждать лучших цен на нефть и серу, фактически откладывая проблему. При этом экология Атырауской области, по оценке эксперта, оказалась второстепенным фактором.

- Мы тут еще жалели NCOC, что эко-штрафы очень высокие. Но за 4-5 лет не могли решить вопрос? 4 года велась переписка между акционерами и NCOC. А нет ли со стороны NCOC и акционеров сговора, умышленного сокрытия фактов?, - заявляет он. 

Почему молчали казахстанские сотрудники проекта

Отдельный вопрос, который поднимает эксперт, роль казахстанских сотрудников проекта. 

- Не кажется ли вам, что дело можно переквалифицировать с административного на уголовное? Ладно инвесторы (они уйдут), но почему наши сотрудники-казахстанцы не поднимали вопрос (им же дальше жить в Атырау), - пишет он. 

Жумагулов также обращает внимание на масштаб штрафа. Несмотря на внушительную сумму - 2,3 трлн тенге (около 4,5 млрд долларов), для акционеров Кашагана это не критично. По его данным, они получают около 94% всей выручки проекта - порядка 10 млрд долларов в год. Доля Казахстана - всего 6%. В итоге экологический штраф - это меньше половины годового свободного денежного потока акционеров.

- Более того, эко-штраф привязан к МРП (3063 тенге) от 2022 года, а на дворе уже 2026 год, - подчеркивает эксперт. 

Эксперт проводит параллель с прошлыми договорённостями. В 2008 году Казахстану пообещали полномасштабное освоение Кашагана, но в итоге при нефти по 120 долларов стране дали роялти, отказавшись увеличивать бюджет первой фазы и пересматривать сроки добычи. За 17 лет нефть так и не превысила этот уровень, а этапы 2B и 2C сегодня даже не обсуждаются.

По словам Жумагулова, в западных странах сокрытие экологических проблем приводит к куда более серьёзным последствиям, чем штрафы.