Лидер партии «Ак жол», депутат Мажилиса Азат Перуашев заявил, что принятая налоговая реформа приведёт к серьёзным трудностям для бизнеса и граждан, сообщает Ulysmedia.kz
По его словам, в ходе обсуждения документа партия внесла более 100 поправок, однако большинство из них были отклонены.
Перуашев считает, что правительство проигнорировали поручение президента и предложения депутатов о переходе к отраслевым ставкам НДС, которые широко применяются в странах Европейского союза.
– Ждут сложности испытания <…> Во всём мире применяются отраслевые ставки в зависимости от средней доходности отрасли и её социального значения. Например, в ЕС общий НДС может составлять 20–25%, тогда как для сельского хозяйства он равен нулю. Для производства продуктов питания ставка может быть 3–5%, для одежды и обуви — 5–6%, для техники и инновационных технологий — 5–8% и так далее.
У нас же, несмотря на заявления о введении отраслевых ставок, по сути, сохранились прежние подходы. Фактически этого не произошло, — сказал он.
Отдельную критику Перуашев высказал в адрес запрета на отнесение на вычет сделок B2B между предпринимателями, работающими на разных налоговых режимах.
— Это противоречит самой методологии налогообложения. Налоги не должны запрещать бизнесу работать с тем или иным форматом. Это неправильное решение. Нам заявляют, что речь идёт о борьбе с дроблением бизнеса. Тогда введите в новый кодекс само понятие «дробление». Его там нет.
Напомним, с 1 января 2026 года в Казахстане вступит в силу новый Налоговый кодекс. Общая ставка НДС повысится с 12% до 16%. Однако, это не единственная реформа. Ранее редакция Ulysmedia.kz рассказывала, что у казахстанских бизнесменов под конец 2025 года настроение совсем не праздничное. Помимо повышения НДС, банки повысят комиссии за свои услуги, многим придётся забыть об «упрощёнке».
А тем временем соседний Узбекистан приветливо отменяет НДС для иностранных инвесторов и упрощает жизнь самозанятым. Ждать ли в 2026 году «исхода» бизнеса из Казахстана? И кто у кого учится плохому Астана — у соседей или наоборот? Наш журналист разбирался в этих вопросах.