Касым-Жомарт Токаев заявил о необратимости реформ, оценил роль Нурсултана Назарбаева и подробно остановился на Январских событиях. Ulysmedia.kz рассказывает о главном из большого интервью президента газете Turkistan.
С первых ответов президент подвёл итог года — изменения в стране перешли точку возврата. Политическая система больше не будет жить по старым правилам.
— Главным итогом года стала необратимость реформ. Мировой опыт показывает, что реформы очень часто наталкиваются на непонимание. Поэтому роль лидера, берущего на себя всю ответственность, трудно переоценить. Как глава государства такую ответственность я беру на себя и готов это делать и в будущем. История лучше относится к завоевателям и популистам, нежели к реформаторам. Но у Казахстана другого пути нет, мы должны проводить реформы, чтобы не стоять на месте, а идти вперед.
Как указал Токаев, рост ВВП - более 6 %, экономика превысила 300 млрд долларов. Но Токаев сразу снимает розовые очки.
— Инфляция «съедает» все усилия, направленные на повышение благосостояния граждан.
Токаев говорит о ловушке средних доходов. Деньги есть, но они уходят на ипотеку, кредиты, обязательства.
— Бизнес же создает рабочие места, честно платит налоги, однако дорогие кредиты, ограниченность оборотных средств не позволяют ему масштабироваться. Структура нашей экономики меняется, но, с моей точки зрения, медленными темпами. Эту ситуацию мы видим, скрывать не собираемся. С такой проблемой сталкиваются многие страны. С «болезнью роста» мы непременно справимся. План действий имеется.
Самая чувствительная тема — НДС и новый Налоговый кодекс. Президент старается погасить страхи.
— Наша реформа – не рядовая «фискальная кампания», а перезагрузка налоговой системы. Ее главная задача – обеспечение устойчивого экономического роста.
В то же время президент признаёт: НДС хотели поднять до 20 %, но планку снизили. Президент увязывает уклонение от налогов с коррупцией и теневой экономикой, подчеркивая: без справедливого налогообложения государство не сможет выполнять социальные обязательства.
— По сути, это современный общественный договор. Платишь налоги – получаешь услуги, инфраструктуру, безопасность, возможности. Скажу больше, это инструмент справедливого перераспределения нагрузки, способ поддержать тех, кто слабее, и укрепить тех, кто находится в «центре» экономики.
Самый деликатный блок — о встречах Назарбаева с Путиным. Их беседы хоть и регулярны, но носят неофициальный характер, подчеркнул Токаев.
— В ходе недавней встречи в Санкт-Петербурге Владимир Путин сообщил мне, что примет Нурсултана Назарбаева по его настоятельной просьбе. Российского президента отличает благожелательное отношение к друзьям и коллегам. В субботний день, несмотря на огромную загруженность по работе, он все же нашел время для неспешной беседы с первым президентом Казахстана. Он ценит его как опытного политика, стоявшего у истоков евразийской интеграции, где Россия занимает лидирующие позиции. Данная встреча говорит о высоких человеческих качествах Владимира Путина. Меня не интересует содержание таких бесед, никогда не задаю вопросов на эту тему.
При этом он признаёт заслуги первого президента.
— Что касается личности Нурсултана Назарбаева, то я неоднократно высказывался о нем, как об основателе современной казахской государственности. Его заслуги в создании государственных институтов, рыночных механизмов в экономике, строительстве новой столицы очевидны. Вы же знаете, мы хотим превратить Казахстан в территорию справедливости, закона и порядка. Поэтому оценивать труд каждого гражданина следует по справедливости, без личной предвзятости. Это касается и Нурсултана Назарбаева, Первого президента нашей страны.
На вопрос о транзите власти Токаев ответил коротко:
— Об этом рано говорить, впереди несколько лет упорной работы.
Высказался глава государства и по поводу слухов о том, что предстоящая парламентская реформа затевается с одной целью – сделать пост спикера парламента ключевым в системе государственного управления.
— Это фантазия. Подобные рассуждения противоречат моим политическим принципам. Я неоднократно говорил о том, что Казахстан – это государство с президентской формой правления.
Оценка январских событий остается однозначной. Токаев называет происходившее скоординированной попыткой дестабилизации.
— Участники дискуссий о Қаңтаре зачастую уходят в детали, не имеющие значения для понимания всей глубины кризиса. Винить их в этом было бы несправедливо, но эмоции – это плохой попутчик в поисках истины. Много говорят о хаосе в Алматы, и это можно понять, но надо помнить, что массовые беспорядки будто по мановению палочки злого волшебника, а если быть точным, по приказу путчистов, одновременно охватили двенадцать городов страны и привели к захвату многих областных акиматов и зданий правоохранительных органов.
Он говорит о провале отдельных силовых подразделений и участии подготовленных «специалистов по революциям». Токаев предупреждает: эмоциональные трактовки и мифологизация Қаңтара опасны.
Президент жестко высказывается о крупном бизнесе. Он критикует демонстративное потребление и попытки влияния на политику, подчеркивая, что участие бизнеса в социальной жизни — не жест доброй воли, а ответственность. Благотворительность он называет обязанностью, для чего учрежден орден «Мейірім».
— В силу исторических причин и особенностей национального менталитета наши крупные бизнесмены далеки от протестантского аскетизма и эмоциональной сдержанности. Работая в Швейцарии, проводил встречи с очень крупными и известными предпринимателями, их рачительное отношение к расходованию личных средств и желание не выделяться из общей массы людей просто изумляли. Владельцы многомиллиардных состояний жили в однокомнатных номерах гостиниц и не позволяли себе летать в первом классе, не говоря уже о частных самолетах. Но это наработанный веками код поведения. Привычный для наших предпринимателей стиль жизни порой оборачивается неприятием со стороны общества.
Речь также шла о тарифах и ЖКХ. Президенту не нравится прежняя модель искусственно заниженных тарифов. Это, по его словам, скрытая субсидия богатым людям.
— Кто выигрывал от дешевой электроэнергии? Не многодетные семьи с низкими доходами, главными выгодополучателями стали крупные предприятия. Кто выигрывал от дешевого бензина? Не студенты и не пенсионеры, которые, как правило, пользуются общественным транспортом, а близкие к власти предприниматели, которых теперь принято называть олигархами или олигополией. Кто выигрывал от низких тарифов на коммунальные услуги? Конечно, не добросовестные граждане, которые оплачивают все счета в срок, а бизнесмены-посредники, нажившие капиталы в «коммунальном болоте.
Повышение тарифов он называет вынужденным, но справедливым шагом.
Токаев признал, что отдельные трагические инциденты с солдатами-срочниками недопустимы.
— Об этом говорил на недавнем совещании с участием руководителей всех силовых органов. Подверг критике руководство оборонного ведомства за отсутствие должного внимания к воспитательной работе.
Армия должна поддерживать, воспитывать, взращивать достойных граждан страны. Командиры обязаны служить примером для военнослужащих. В армии не может быть и не будет места проявлениям дедовщины, хулиганства, трайбализма, землячества. Токаев обещает лично за всем этим проследить.
Гибель любого солдата или офицера армии в мирное время – это ЧП. Серьезное увечье или обострение неизвестной родителям болезни – тоже. Но, как выяснилось, без пикетов матерей убитых или покалеченных солдат и указаний «сверху», такие дела годами волокитят, а силовики продолжают нести боевые потери в мирное время. Как в Казахстане решают эту проблему, Ulysmedia.kz рассказывал здесь.