2025 год стал для Казахстана годом неприятных решений. Вооружившись лозунгом о неизбежности болезненных реформ, правительство Олжаса Бектенова анонсировало масштабные перемены в налоговом и бюджетном законодательстве, либерализировало тарифы и пообещало сократить трансферты из Нацфонда. На фоне всех этих усилий, экономика страны выросла до рекордных 6%, но реальные доходы населения продолжают снижаться. Текущее положение дел главный редактор Ulysmedia.kz Самал Ибраева обсудила в подкасте с экономистами Муратом Темирхановым и Расулом Рысмамбетовым.
Мурат Темирханов считает, что без отпуска цен в свободное плавание казахстанскую экономику не поднять.
- Бизнесмены говорят, что не могут планировать развитие, не могут брать кредит. Мы, казалось бы, по своим географическим, природным ресурсам можем вполне конкурировать с той же Монголией, которая кучу продукции АПК экспортирует. А мы почему не можем? Потому что «сверху» есть требования: защитить внутренний рынок, нам надо то, нам надо сё. Но себестоимость упадет только, когда будет масштабирование производства, которого сейчас нет. Говядина подорожала, потому что ее перестали выращивать. Посчитали, что это нерентабельный бизнес, - объясняет Мурат Темирханов.
Недавно правительство расширило список социально-значимых товаров с 19 до 31 позиции. Как предполагают эксперты, это еще одна угроза для бизнеса.
- За редким исключением в каждой цене сидит чей-то труд. Согласен, могут быть и непродуктивные посредники, к примеру, на рынке ГСМ, но в основном в цепочке у каждого есть свое вложение труда. В говядине, в электричестве и так далее. И мы, получается, из‑за нерыночности, из‑за этих административных ограничений по сдерживанию не можем развиваться, - говорит Расул Рысмамбетов.
Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.