Искусственному интеллекту официально запретили работать топ-менеджером в Казахстане

Никита Дробны
коллаж Ulysmedia

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) уточнило правовой статус искусственного интеллекта в Казахстане и ответило, может ли нейросеть стать членом совета директоров, сообщает Ulysmedia.kz.

Роботам здесь не место

Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров (QAMS) получила ответ на свой запрос от АРРФР. Ранее в QAMS интересовались, каков правовой статус нейросети SKAI, получившей место в совете директоров фонда «Самрук-Казына».

— Если коротко — позиция регулятора однозначна и полностью подтверждает опасения QAMS, — подчеркнули в ассоциации.

Бесправный ИИ

В АРРФР пояснили, что по закону «Об акционерных обществах» членом совета директоров может быть только физическое лицо. Эта норма применяется ко всем АО, вне зависимости от формы собственности и участия государства. Для фонда «Самрук-Казына» исключений нет. А поскольку нейросеть — не физлицо, для неё карьера топ-менеджера закрыта.

Кроме того, подзаконные акты не могут менять законы. Кодекс корпоративного управления «Самрук-Казына» утверждён правительством, и в нём нет норм, регулирующих участие ИИ в совете директоров.

Нейросеть не может быть директором фонда, поскольку не в состоянии выносить профессиональные суждения (у неё нет необходимого опыта и образования), не несёт персональную ответственность, не является независимой. Все эти требования применимы лишь к человеку, но не к искусственному интеллекту.

В агентстве добавили, что при использовании ИИ в корпоративном управлении нужно обязательно раскрывать его правовой статус, степень вовлечённости в управленческие решения и возможные риски для инвесторов.

— Технологии важны, но закон и защита инвесторов — важнее! — резюмировали в QAMS.

Контекст

Ассоциация QAMS обратилась в АРРФР по поводу нейросети SKAI в декабре 2025 года. Миноритарные акционеры попросили дать официальную оценку статусу «цифрового» директора «Самрук-Казына». Они отметили, что по закону SKAI нет правовой субъектности, то есть состоять в совете директоров нейросеть не может.

В самом фонде считают, что имели право «назначить» искусственный интеллект одним из топ-менеджеров. Управляющий директор по цифровизации АО «ФНБ Самрук-Казына» Абылайхан Оспанов заявил, что SKAI уже успела сделать ряд важных замечаний.