В Кыргызстане спор из-за языка обслуживания в заведении превратился в громкий и судебный конфликт. Требование блогера обслужить его на государственном языке привело к аресту, сообщает Ulysmedia.kz.
Поводом стало требование активиста Актилека Орозбекова обслужить его на кыргызском языке в одном из заведений сети «Куликовский». Компания обратилась с заявлением в милицию.
В итоге блогера задержали. Суд отправил его под домашний арест
По словам Орозбекова, недавно «Куликовский» подал ходатайство об ужесточении меры пресечения и потребовал заключить его под стражу.
– Представители фирмы добиваются ужесточения меры пресечения и настаивают на водворении в СИЗО. Они стремятся ограничить мой доступ к интернету и высказывания о ходе процесса, – считает активист.
Орозбекова, кстати, называют языковым патрулём.
Информация о новом ходатайстве вызвала бурную реакцию в соцсетях. Часть пользователей призвала бойкотировать продукцию «Куликовского». Другие, напротив, встали на сторону компании и обвинили блогера в провокациях.
Обсуждение вышло и на политический уровень. Тема прозвучала в Жогорку Кенеше.
Депутат Бактыяр Калпаев раскритиковал позицию компании и задал вопрос представителям Генпрокуратуры:
– Разве требование граждан обслуживаться на государственном языке является преступлением? Предприятие должно уважать страну и способствовать популяризации кыргызского языка.
Конфлик в конце концов урегулировали. Актилек Орозбеков и ТД «Куликовский» пришли к мирному соглашению.
Похожие конфликты возникали и в Казахстане. Блогер Диас Кузаиров стал заметной фигурой благодаря своим «языковым патрулям» — он записывал видео, в которых требовал от работников магазинов, кафе и чиновников общаться с ним исключительно на казахском языке и выкладывал эти ролики в соцсетях.
Однажды его арестовали на 15 суток за нецензурные выражения в прямом эфире.
— Во время стрима я сказал: «Путин құйло». Но слово «құйло» — не матерное, в переводе с казахского языка означает «лить, льющий». Это слово на казахском языке не считается ненормативной лексикой, — сказал тогда в своё оправдание Кузаиров.
Активист также привлеклася за мелкое хулиганство.