Экономист Арман Бейсембаев предполагает, что речь идет о деньгах, выведенных с 2022 года - после введения санкций против России, передает Ulysmedia.kz.
В своей публикации в National Business экономист предположил, что недавнее заявление Токаева о выводе 7 трлн тенге не касается казахстанского капитала. То есть эти средства не выводились, а прошли транзитом через банковскую систему страны. Это, по мнению автора, может свидетельствовать о нарушении антироссийских санкций. Финансовые потери, скорее всего, понесла именно российская экономика. Вероятный маршрут этих средств — из России через Казахстан в третьи страны (Турция, ОАЭ), а оттуда в Европу или офшоры.
- Я думаю, что это всё в сумме: и вывод капитала, и уход инвесторов, и целенаправленный вывод незаконно нажитых активов. Конкретного государства никто не называл, так что это моя догадка, но я предполагаю, что "из сопредельной страны" эти деньги выводили олигархи, в том числе через Казахстан. Меня это не удивляет, - отметил экономист.
Он убежден, что несмотря на ужесточение контроля за движением капитала, Казахстан, оставаясь открытой экономикой, не может полностью перекрыть эти каналы. Бейсембаев ожидает усиления проверок со стороны госорганов, введения новых регуляций и ужесточения комплаенс-процедур для банков. Главная задача, по его мнению, - закрыть выявленные лазейки.
- Сейчас государственные ведомства наверняка будут проводить проверки, будут выявлять, где произошла утечка и каким образом. Скорее всего, скоро запустится "бешеный принтер", и свет увидят новые указы, постановления, запреты. Все эти ограничения, конечно, будут наложены на казахстанские банки. Вероятно, появится огромное количество дополнительных процедур в рамках комплаенса. Как только обнаружат, где была "течь", через которую утекали деньги, эти лазейки будут пытаться закрывать, - считает экономист.
Хотя полное предотвращение трансграничных операций маловероятно, констатирует он.
Политолог Газиз Абишев прокомментировал заявление президента Касым-Жомарта Токаева о том, что более 7 трлн тенге в 2025 году были переведены через один из казахстанских банков из сопредельной страны в третьи государства. По его мнению, часть банковского сообщества, ориентируясь на быструю прибыль, готова участвовать в масштабных финансовых схемах, даже если это может повредить национальным интересам.