Житель Нур-Султана направил президенту Казахстана письмо, в котором попросил Касым-Жомарта Токаева открыть в учебных заведениях молельные комнаты и отменить запрет на ношение платков в школах, либо разрешить практикующим ислам школьникам проходить обучение онлайн.
Автор письма Олжас Билялов рассказал, что причиной для обращения стал случай его сына, который за время, пока школы работали дистанционно, стал практикующим мусульманином и ежедневно совершает пятикратный намаз. В этом году обучение в школах стало очным, и, если бы подросток учился в первую или вторую смену, то накладок по отправлению религиозных обрядов не возникло. Но он оказался в третьей смене переполненной школы.
“Ребенок стрессует. Он с пяти лет видит, что родители совершают намаз и знает, что это самое важное в жизни мусульманина. Перед ним встает выбор: либо не идти в школу, либо отказаться от своих обязательств перед Всевышним. Это сложная ситуация, когда стресс ребенка ложится на плечи родителей”, - говорит отец школьника.
За полтора года эпидемии коронавируса, по наблюдениям Билялова, в стране значительно увеличилось количество практикующих мусульман, в том числе и детей, у которых появилось свободное время и возможность совершать намаз, обучаясь онлайн. Но в этом году из-за поправок в законодательстве и отмены дистанционного образования у практикующих ислам семей фактически не осталось вариантов для обучения детей в школах.
“И теперь возникает вопрос: что делать? Альтернативу - уехать за рубеж не все могут себе позволить, хотя многие так и сделали. Но это же не выход для государства, если наши граждане будут покидать страну. Также не выход обучать детей онлайн в школах России и Украины, как это делалось раньше до принятия в этом году поправок в закон “Об образовании” (ст. 49, пункт 3) о том, что граждане, постоянно проживающие в стране, обязаны обучать детей в школах, находящихся на территории республики”, - говорит Олжас Билялов.
Подписи, рассказывает Олжас Билялов, не собирались очно из-за рисков, связанных с распространением коронавируса. Подтвердить свое согласие с автором обращения можно было через онлайн-платформу, которая не позволяет заполнить анкету дважды, фиксирует IP-адрес и место нахождения человека, подписавшего обращение. В администрацию президента письмо поступило 6 сентября и в этот же день было перенаправлено в два профильных министерства - МИОР и МОН РК.
“На самом деле проблема очень актуальная. Аида Балаева (министр информации и общественного развития - прим.автора) три года назад, когда поднимался вопрос с платками в школах, сказала, что это не системная проблема, что в стране всего 150 таких случаев. На самом деле двухдневный опрос показал, что таких случаев очень много. Все кто подписал обращение, оставили мне свои контактные данные. То есть, все подписи могут быть подтверждены реально. И, если в министерстве захотят, то они могут их перепроверить”, - добавил общественник.
8 сентября Олжас Билялов отправил еще одно обращение, но уже на имя министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова. В нем он предложил альтернативы, которые по его мнению, могут изменить сложившуюся ситуацию.
Противостояние сторонников и противников ношения платков, кимешеков и хиджабов в учебных заведениях длится в Казахстане не первый год. Запрет на ношение религиозных атрибутов в стенах школ был введен Министерством образования в 2016 году. Это требование усилило споры в обществе, а конфликты родителей со школьным руководством, связанные с недопуском девочек в платках в средние школы, стали возникать повсеместно.
Генеральная прокуратура РК признала запрет на ношение платков в школе законным, а Верховный суд - конституционным. В 2018 году несколько судебных процессов, начатых в регионах из-за запрета на ношение хиджабов в школах, закончились в пользу Министерства образования. Девочек-школьниц в платках перестали допускают к школьным занятиям, а их родителям выписывали штрафы, а в некоторых случаях и подвергали административным арестам.