Как возможно достижение углеродной нейтральности в Казахстане

Фариза Нарбекова

Казахстан поставил перед собой довольно амбициозную и непростую задачу по достижению углеродной нейтральности к 2060 г. Это потребует масштабной трансформации экономики и промышленности. Но хватит ли для этого оставшихся до поставленного срока 18-ти лет?

Pixabay

Затягивать с этим вопросом мировое сообщество нам в любом случае не даст, так как Европа и весь Запад уже опережают нашу республику в данном вопросе и внедряют новые стандарты, которым должны соответствовать наши производители. Так, с 2026 года казахстанские экспортеры будут оплачивать в бюджет ЕС пограничный углеродный налог. А это, естественно, будет сказываться на конкурентоспособности отечественной продукции.

"К 2060 году доля возобновляемых и альтернативных источников энергии достигнет более 80 % от общего энергобаланса страны. Сценарий углеродной нейтральности предполагает активные совместные усилия государства, бизнеса и в целом общества для достижения заявленных целей. Его успешная реализация позволит достичь не только цели 2030 года, то есть снижения на 15 % выбросов от уровня 1990 года, но и нулевого баланса парниковых газов к 2060 году. В результате будет предотвращено попадание в атмосферу более 9 млрд тонн СО 2", – заявил Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на международной конференции «Пути достижения целей Парижского соглашения и углеродной нейтральности Казахстана» (г Нур-Султан) в октябре прошлого года. 

Глава государства привел простой пример, как глобальное потепление вследствие промышленных выбросов влияет на климат и экономику как Казахстана, так и, минимум, всей Центральной Азии. 

"Казахстан входит в десятку ведущих производителей продовольственной пшеницы и муки, экспортируя до 7 млн тонн пшеницы в год. Однако, при реализации негативного сценария, уже к 2030 году урожайность пшеницы может снизиться почти на 40%. Учитывая, что Казахстан является единственной страной-экспортером в Центральной Азии, это неизбежно создаст угрозу продовольственной безопасности всего региона. Это простой практический пример того, что борьба с изменением климата – наше общее дело. Причем, крайне важное дело", - подчеркнул К.Токаев.

Кроме того, по словам учёных, ускоренное таяние ледников в горах Центральной Азии приведет к сокращению производства электроэнергии гидростанциями в Кыргызстане и Таджикистане, что повлечет к ощутимому снижению потребления  в том же Южном Казахстане. В свою очередь, дефицит электроэнергии негативно скажется в целом на экономиках наших стран, не говоря уже о повседневных привычных потребностях в обычной жизни граждан. Добавьте к этому угрозу снижения поступления воды для орошения посевов на юге нашей страны, где и так в последние годы наблюдается маловодье. 

Но что нужно для снижения общенациональных парниковых газов в РК?

Ведь сегодня Казахстан входит в топ-20 стран по общему объему исторических выбросов парниковых газов за период 1970-2018 годов, передает Ulysmedia.kz со ссылкой на Economic Research Institute. При этом доля Казахстана от общемировых исторических выбросов парниковых газов — 0,8%.

Так, в 2020 году в РК объем выбросов ПГ составил 351,2 млн СO2-эквивалента. При этом бОльшая часть выбросов относится на  энергосектор  - 74,7% по итогам 2020 года. Проще говоря, пока основная часть электроэнергии в Казахстане производится угольными электростанциями. 

Понятно, что именно здесь необходимо принимать максимально возможные меры для углеродной нейтральности. Причем, это касается не только производителей энергии, но и потребителей, то есть нужно повысить эффективность использования энергии в зданиях, транспорте и промышленности, а также в сфере передачи и распределения энергии. Что касается непосредственно производства электричества и тепла, то важно использование природного газа, альтернативных и возобновляемых источников энергии.

Выбросы парниковых газов (ПГ) предприятий промышленности составляют 22,3% от общего объёма. И здесь нужно менять технологи на производстве, к примеру, внедрить новые технологии с нулевым выбросом ПГ или в сочетании с улавливанием и хранением углерода при возможности. Эксперты также советуют сократить потребление таких базовых материалов как цемент, сталь, алюминий и переходить на использование более экологических вариантов. То есть таким образом создаётся и угроза продовольственной безопасности, и занятости населения, и т.д. 

Третьим крупным загрязнителем окружающей среды является сельское хозяйство — 11,6%. Для улучшения ситуации в этой сфере предлагается развитие устойчивого земледелия и управления животноводством, совершенствование орошения, реализация программ устойчивого лесопользования и лесовосстановления, диверсификация сельхозкультур, внедрение практики агролесоводства, производство биоэнергии из сельхозотходов и т.д.

В остальных сферах экономики требуется значительно расширить меры по восстановлению лесов республики, что позволит больше поглощать ими углеродный газ. Как раз таки, как известно, до 2025 г. в Казахстане по поручению президента должны быть высажены 2 млрд деревьев.

Также, по мнению экспертов, важна массовая организация населением страны раздельного сбора и сортировки твердых бытовых отходов.  Необходимо увеличить и долю перерабатываемых и компостируемых отходов. 

Таким образом, для глубокой трансформации экономики важен комплексный подход. Основные системные меры сейчас готовятся в Стратегии достижения углеродной нейтральности Казахстаном до 2060 г. Она должна быть принята до конца этого года. Но уже сейчас глава государства призывает поторопиться и принимать ускоренные меры сейчас. 

Так, в начале июня этого года на заседании Совета иностранных инвесторов Касым-Жомарт Токаев дал поручение ускорить пересмотр методологии расчета удельных коэффициентов на выбросы парниковых газов в сторону их ужесточения. При этом он отметил, что подход по расчету должен быть аналогичен европейскому – на основе 10-ти наилучших производств в отрасли. Президент также настоял на поэтапном переходе на платное распределение квот для экспортно ориентированных отраслей экономики.

Кроме того, как известно, согласно требованиям нового Экологического кодекса, уже с 1 января 2023 года крупные предприятия страны должны установить у себя автоматизированные системы мониторинга выбросов. Также Экокодекс в числе других мер предусматривает внедрение новейших доступных технологий (НДТ) на предприятиях, которые должны значительно улучшить экологическую обстановку на предприятиях и в регионах их нахождения. 

Переход к углеродной нейтральности, несмотря на сложности в начале пути, даёт возможность республикк, выйти на новый уровень производства, внедрить лучшие высокие технологии, соответствовать мировым экостандартам, повысить конкурентоспособность своей экономики. 

Но, что не менее важно, - это, конечно же, здоровье нации за счёт улучшения качества воздуха, воды, сохранения и приумножения природных ресурсов, изменения сознания граждан в сторону понимания важности охраны окружающей среды. 

Переход к углеродной нейтральности также даёт возможность более тесного сотрудничества стран, в том числе Центральной Азии, в энергетическом секторе.