Действительно ли развивают казахстанские нацпарки инвесторы

Ulysmedia

Казахстану предстоит ещё немало работы в развитии экотуризма. Особое внимание следует уделить совершенствованию законодательства в этой сфере, прозрачности отбора инвесторов, считает экоактивист Самал Ибраева. По ее словам, стоит проверить существующие договора с ними на соответствие интересам государства и природы, а также на фактически выполненные работы, особенно в Алматы и Алматинской области. Об этом передаёт Ulysmedia.kz.

Фото взято из открытых источников

В последние годы в Казахстане начали активно пропагандировать экотуризм. Действительно, это хороший инструмент для налаживания правильной двусторонней связи между природой и человеком. В век, когда города перенаселяются, люди бегут в леса, степи и озера, чтобы подышать свежим воздухом и наполниться силой. Особенно после глобальной пандемии и закрытия внешних границ. Однако, не всегда этот контакт с природой происходит безопасно для растений, деревьев и животных. Не у всех есть культура правильного отдыха в таких местах и не везде, а в подавляющем случае в Казахстане пока практически мало где, есть соответствующие условия. Прежде всего, современные общественные туалеты, лёгкие переносные постройки, то есть не капитальное строительство, регулярный, организованный вывоз мусора, и т.д. Страны Европы и Америки подают миру хороший пример правильной организации экологического туризма, который также даёт возможность неплохо заработать государственному бюджету и местным жителям, оказывающим услуги туристам в своих поселках. Государство же и частный бизнес со своей стороны, в обмен на плату туристов за услуги и билеты в нацпарки, обеспечивает чистоту и сохранность природных ресурсов, все необходимые условия без жёсткого давления на природу, наоборот, с максимально бережным отношением к ней. Сюда относится и разработка специальных троп для туристов, и наличие гидов, и соблюдение мер безопасности и тишины в определенных районах, и обучение людей правильному поведению в таких местах, просвещение детей, молодежи и т.д. 

Учитывая, что во всем мире направление экотуризма растет с каждым годом и дошел до планки  в 25% роста в год в общем объеме туруслуг, генерируя доход в размере 470 млрд. долларов США.
Поэтому вполне понятно желание властей и нашей страны максимально развивать его у нас. Однако, и здесь важен правильный подход. Самое главное, чтобы на местах и чиновники, и предприниматели осознавали, что главное здесь не прибыль и набитые личные карманы, а, прежде всего, интересы природы, которую нам нужно сохранить в максимально первозданном виде для наших следующих поколений. 

Тем более, что сохранять у нас есть что. На сегодня в республике только особо охраняемые территории занимают площадь в 26 млн гектаров. Это 116 таких зон республиканского значения, в том числе 13 нацпарков и 10 заповедников. За последние годы данные природные территории страны только официально посетило более двух миллионов человек, однако, понятно, что это далеко не предел. В связи с этим экологов и экоактивистов, конечно же, беспокоит вопрос правильного распределения нагрузки на природу в связи с растущим туристическим потоком, особенно это касается нацпарков, которые находятся близко к крупным городам страны. К примеру, большое внимание привлекает Иле-Алатауский национальный парк, в котором давно ведут бурную деятельность предприниматели разного толка. Есть среди них и те, для которых важна, прежде всего, прибыль, есть и те, кто хотел бы внести свой, хоть и небольшой, вклад в сохранение нашей природы. Жаль только, что последних пока совсем немного. Однако, во многом рост самосознания населения, в том числе бизнесменов, зависит от массового экологического просвещения людей, а также, конечно, от строгого исполнения соответствующих законов. 

Но, как показывает реальность, пока Казахстане нет единых правил, которые могли бы регулировать деятельность бизнеса и других субъектов в нацпарках. На эту проблему неоднократно указывали экоактивисты, в их числе – Сакен Дилдахмет и Самал Ибраева.

“К сожалению, на сегодня отсутствуют единые стандарты в этой сфере. Это одно из тех направлений, которые мы за годы независимости не смогли решить – все время не доходят руки. Например, сейчас в министерстве экологии все заняты утильсбором – ведомству не до парков”, – говорит Ибраева.

Она объехала все национальные заповедники и выяснила, что только в Иле-Алатауском парке действуют более 100 объектов МСБ.

“Спрашиваю у местных, почему этот участок в таком состоянии? Они мне говорят туда не лезть и называют громкие фамилии владельцев. Тогда мне казалось, что это невозможно поменять. Но сейчас мы строим новый Казахстан, изучаем ошибки и делаем выводы. И я надеюсь, что новое руководство Алматы, министерства, Алматинской области уделит пристальное внимание проблемам нацпарков”, – заметила в разговоре экоактивистка.

Она убеждена, что начинать нужно с большого аудита наших заповедных зон и обязательного создания специальной комиссии. Также, по ее словам, нужно развивать природный туризм и прививать людям экологическую культуру. 

Самал считает, что пока в нацпарках не будет наведён порядок, мечты хотя бы о подобии уровня наших нацпарков тем же европейским или американским просто канут в небытие. 

Ибраева приводит примеры, которые подтверждают её выводы. Два года назад часть земель Иле-Алатауского нацпарка передали в долгосрочное пользование – на 49 лет ТОО „КУЛТАУ и К“. Сейчас компания называется Turanga Group. Речь идёт о территориях БАО, плато Асы, Алма-Арасан (Аюсай), Тургеньского и Иссыкского ущелий, Маралсая, Солдатского ущелья, Бутаковки и других. Бизнесменам отдали 34 участка.

“Приходит бизнесмен в акимат и говорит: “Я хочу вот этот участок”. Пишет под свои интересы план, делает техническую спецификацию, обещает «золотые горы» инвестиций – и вот он уже хозяин”, – возмущается Самал.

По ее мнению, такой подход нужно менять и проверять все предыдущие договора на законность и соответствие интересам природы и государства. А для этого вполне возможно объявление хотя бы временного моратория на передачу земель нацпарков в аренду.

“Иле-Алатау, Чарын, Алтын-Емель – с прошлого года по этим нацпаркам заключены договоры с предпринимателями, но пока, на мой взгляд, никто ничего особого не делает. Я знаю, что в Минэкологии тогда все загорелись, думали, что появится новая экологическая инфраструктура. Однако, пока больших сдвигов в этом направлении не видно. Мне кажется, сейчас можно отменить эти договора и заново провести открытый конкурс, чтобы в нем могли принять участие все представители МСБ, чтобы были реальные инвестиции в развитие нацпарков".

Самал Ибраева отмечает, что практически во всех 13-ти казахстанских нацпарках есть острые проблемы, которые нужно решать властям.

“Думаю, акиму Алматы Ерболату Досаеву, акиму Алматинской области хорошо бы провести ревизию всего, что подписано и по Кольсай колдерi, и по Алтын-Емелю, а также по Иле-Алатау”, - считает Самал Ибраева. 
 
"Можно смело пересматривать условия, критерии и суммы инвестиций в пользу государства и максимального сохранения природы. Нам всем вместе нужно подумать, какой создать экотуризм, чтобы не вредить природе, краснокнижным животным и растениям", - убеждена экоактивист.

Добавим, что год назад, во время встречи президента Касым-Жомарта Токаева с тогда министром экологии Магзумом Мирзагалиевым глава государства поставил задачу укрепить потенциал национальных парков, а также поручил продолжить работу по продвижению экологического туризма. 

В целом, власти Казахстана в последние годы начали обращать особое внимание развитию туристического потенциала страны, в том числе экотуризма. В конце мая 2019 года, к примеру, была принята Государственная программа  развития туристской отрасли на 2019-2025 годы, которая включает также раздел по развитию экотуризма. В частности, в ней отмечается проблема полного отсутствия инфраструктуры в местах потенциальных природных мест отдыха, что сдерживает многих инвесторов, так как развитие таких зон требует больших вложений.

Также отмечена острая проблема нехватки качественных уличных туалетов. Приводится в пример Китай, который в 2015 г. потратил из бюджета около 3 млрд долларов на решение этого вопроса. Тогда в стране была объявлена программа "туалетной революции", власти добились доведения уровня так называемых СГУ (санитарно-гигиенических узлов) до уровня минимум в "3 звезды" в главных туристических городах и в сельской местности, куда направляется больше всего гостей. Подобные мероприятия также провели, к примеру, Узбекистан, Южная Корея и др. Как видим, Казахстану предстоит сделать ещё многое в этом направлении. 

Кроме того, в Программе отмечается необходимость совершенствования законодательства Казахстана в области развития устойчивого туризма с учетом лучших мировых практик, в том числе обеспечения прозрачности тендерных комиссий по отбору инвесторов для работы в особо охраняемых природных территориях.