Рынок авиатоплива не развивается из-за наличия непродуктивных посредников. Об этом сообщается в отчёте Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Казахстана, передаёт Ulysmedia.kz.
Отдельного внимания заслуживает ситуация на рынке авиационного топлива, где зависимость от импортных поставок превышает 10%. Доступ на рынок ограничен техническими возможностями инфраструктуры аэропортов – резервуаров хранения топлива, – говорится в отчёте АЗРК.
В условиях ограничения роста тарифов на регулируемые услуги, аэропорты покупают авиакеросин напрямую или через аффилированных поставщиков, ограничивая доступ другим участникам рынка. Таким образом, основу нефтедобывающего комплекса и рынков нефтепродуктов составляют доминирующие вертикально-интегрированные компании, созданные по принципу “от скважины до бензоколонки”.
Согласно отчету, в Казахстане присутствуют две основных вертикально-интегрированные группы. Одна из них имеет 100% государственное участие и обеспечивает контроль за ценами на нефтепродукты. Вместе с тем из-за отсутствия ценовой конкуренции, прозрачных биржевых торгов повышаются экономические издержки такой структуры рынка.
“Высокая маржинальность поставщиков нефти, наличие непродуктивных посредников означают недофинансирование производства и изъятие средств из экономического оборота смежных, потребительских рынков”, – говорится в отчете
Напомним, что на сегодня в Казахстане есть проблемы с авиатопливом. Из-за работ на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ), общий объем производства авиатоплива на внутреннем рынке на этот месяц составил 43 тыячи тонн, что меньше среднемесячного производства на 20 тысяч тонн. Сегодня наблюдается увеличение объемов потребления авиатоплива из-за постепенного восстановления полетов.
Однако в Rомитете гражданской авиации МИИР РК уверили, что угрозы по приостановлению или отмены регулярных пассажирских рейсов нет, а основные объемы законтрактованного авиатоплива, в том числе импортного для аэропорта Алматы находятся в пути. Также во избежание отмены рейсов министерству энергетики было рекомендовано распределить топливо между отечественными авиакомпаниями (Эйр Астана, СКАТ, Qazaq Air).