Если бы мама Форреста Гампа жила в Казахстане, она бы сказала: «Школа как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся». Наверное, именно из-за этого каждый год сотни тысяч родителей в городах суетливо пытаются подобрать школу для своих детей и многие в основном заостряют свое внимание на инфраструктурных моментах, а не на учителях и содержании. Это похоже на то, как люди выбирают рестораны не по работе повара, а по работе дизайнера интерьера. В итоге родители преимущественно критикуют не образовательный процесс, а образовательные условия.
При такой обратной связи правительству рациональнее фокусироваться на таких вопросах, как строительство зданий, приобретение оборудования, робототехника и дорогие лаборатории. Первое сентября высокопоставленные лица с радостью едут перерезать ленточки в новых школьных сооружениях и тем самым поощряют дальнейший акцент на архитектурных вопросах, а не на педагогических. В целом, конечно, обновление материальной базы школ является необходимым условием для улучшения образования в стране, но оно не является достаточным условием. Возможно, Казахстан часто оказывается на дне международных рейтингов по образованию из-за нашей культурной особенности смотреть не на суть, а на форму.
Если мы хотим реально улучшить образование в стране, то нам нужно обращать гораздо больше внимания на исследования, инновации, психологическое состояние и контроль качества в образовательных процессах. Причем эти составляющие должны быть интегрированы как в работе учителей, так и в заданиях для учеников. В частности, имеет смысл оптимизировать работу учителей не только с точки зрения снижения нагрузки на них, но и с точки зрения создания благоприятной среды для развития их творческого потенциала и реального изменения культуры в школах. К сожалению, в стране еще работают школы, где «наверху» не любят слышать плохие новости, и система не имеет возможности самосовершенствоваться из-за слабой обратной связи.
Если мы будем смотреть только на «коробки», есть риск, что со временем мы совсем забудем о «шоколадных конфетах», не говоря уже о «начинках». И если смысл действительно в содержимом, а не в форме, то нам пора инвестировать средства в разработку действительно новых подходов к образованию и в постоянном контроле качества с использованием технологий. Чем чаще будет проводиться контроль качества, тем меньше стресса он будет вызывать. Хочется, чтобы об образовании в стране судили не по красоте архитектурных сооружений, а по качеству гражданских рассуждений. И тогда все будут «в шоколаде».
Габит Бекахметов, выпускник университета Дьюка, эксперт в сфере образования