Строить или не строить / To build or not to build?

Ulysmedia

Так мог бы перефразировать ситуацию наших дней известный английский классик. На его извечный вопрос у меня есть прямой как циркуль ответ - разумеется, строить. Строить, модернизировать, заботиться о безопасности, развитии и будущем наших детей. Поэтому необходимо создать для учеников возможность выбора для реализации всех своих мечт и задумок, чтобы они могли со школьной скамьи пробовать, экспериментировать и искать себя в жизни, как когда-то нашел свой путь Айдын Аимбетов, которому покорился космос. Но без знаний в области физики и математики, а также отличной физической подготовки, он никогда бы не смог приблизиться к звездам. Но что нам надо сделать сейчас?

Коллаж Ulysmedia.kz

Предпосылки к масштабным изменениям в сфере инфраструктуры в среднем образовании, техническом оснащении школ, доступности и безопасности возникли уже очень давно. Советская система образования, давшая в свое время мощный импульс развитию образования в Казахстане, надо признаться, изжила себя морально, да и физически.

Я вижу на личном опыте, как дети иногда «ломаются» об элементарные школьно-бытовые преграды: нет возможности проверить закон сообщающихся сосудов, недостаточно материалов для лабораторных исследований или же вообще невозможно провести первый в их жизни химический эксперимент по причине отсутствия элементарных безопасных условий. О каком эксперименте речь, когда стена вот-вот развалится на кирпичи?

А ведь практическая деятельность стимулирует к учебе в разы сильнее, чем красочный рассказ учителя на фоне доски с учебником в руках. Вот и приходится показывать ребятам картинки, рассказывать словами, как это происходит в реальности и приводить истории из жизни. Но разве так можно привить любовь к учёбе и тем более к науке? Возможно, только самым настойчивым и любознательным, но нам надо думать о всех.

Если посмотреть на опыт среднего образования европейских школ, то мы увидим, что условия обучения и среда, в которых находятся школьники дает им возможность определять свое будущее: станут ли они учёными, инженерами, строителями или, например, физиками-ядерщиками. А внеклассные занятия и спортивные мероприятия? Высокий уровень внеучебных активностей – уже как данность. И как результат: успехи в учебе, желание посещать школу, завоевывать медали, участвовать в олимпиадах, конкурсах и открывать для себя новые знания и умения.  И все это есть в Казахстане и сейчас, но это необходимо развивать, создавая современную инфраструктуру, которая позволит сделать рывок, рывок в будущее.

Большую часть времени ребята проводят в стенах школы: за уроками, на дополнительных занятиях, на спортивных состязаниях и встречах с друзьями. В школьной среде они формируются как личности, именно здесь происходит процесс социализации и понимание, кем хочется стать в этой жизни и каких высот достигнуть. Поэтому необходимо создать в первую очередь единый стандарт инфраструктуры для всех школьников. Сейчас мы наблюдаем весомый разрыв в качестве образования между сельскими и городскими учебными заведениями. Более того, этот разрыв не способствует преодолению существующего социального и экономического неравенства.

Недавно проходил всенародный опрос по национальному проекту «Комфортная школа», в котором я принимала участие. Хочу отметить, что это важная инициатива, благодаря которой у детей появится возможность получить доступное и качественное образование в комфортных условиях независимо от места их проживания. Когда наше мнение действительно важно, то все учителя с радостью включаются в процесс и дают обратную связь, как это и произошло с опросом. Для нас очень ценно, что к нашим советам и мнению прислушиваются, так как только комплексный подход поможет искоренить те проблемы, которые присутствуют у нас и наших детей сейчас.

Невозможно не отметить, что стены школ должны быть надежными и безопасными, за которыми не страшно пробовать что-то новое, ошибаться, спрашивать совета и прокладывать тропинку своего жизненного пути. В свете всех последних трагичных событий я не побоюсь назвать от имени всех учителей то, что приоритетом для нас является именно безопасность среды, в которой находятся ученики. Необходимо осуществлять регулярные проверки системы видеонаблюдения и пожарной тревоги. Школы должны быть своего рода крепостью, где дети смогут получать знания и чувствовать себя в безопасности, а не думать, надежно ли закреплены футбольные ворота на школьном стадионе.

Все эти меры действительно помогут создать необходимые условия для улучшения образовательной среды. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность добиться своего потенциала в образовании, не подвергая свою жизнь опасности. Искренне надеюсь, что национальный проект «Комфортная школа» поможет решить эти проблемы. Ведь только благодаря совместным усилиям общества, проектировщиков, школьных администраций, учителей и родителей мы сможем обеспечить безопасность каждого ребенка и создать положительную и поддерживающую среду для его развития.

Канагатова Алмагуль Медихатовна, CEO Global Nomad Education, доктор философских наук, эксперт по трансформации школ