Об индексе развития сферы туризма и путешествий ВЭФ

Ulysmedia
Коллаж Ulysmedia

С привязкой к прошедшему на днях Всемирному экономическому форуму (ВЭФ) в Давосе, поделюсь небольшим срезом по Индексу развития сферы туризма и путешествий ВЭФ, который данная организация проводит на протяжении 15 лет. Информация из открытых источников и личной беседы с сотрудниками офиса в Женеве во время одного из визитов.

Данный индекс не попытка замерить популярность или привлекательность отдыха в странах, а скорее рейтинг стран согласно оценке мер, которые те предпринимают в попытке развития туризма, а также факторов, которые влияют на привлекательность ведения турбизнеса в конкретных странах.

Тем самым данный рейтинг является более прикладным для правительств и органов, ответственных за развитие отрасли.

Начнем с того, что в текущем виде рейтинг выходит с 2022 года (по данным за 2021). Ранее он был известен как Индекс конкурентоспособности (С – competitiveness) в сфере туризма и путешествий (TTCI). Однако в постковидный период организаторы посчитали необходимым делать упор не на страновое «соревнование», а скорее на потенциал развития (D - development). Таким образом, ранние рейтинги измеряли уровень развития туризма в экономике, а текущий рейтинг измеряет наличие потенциальных драйверов роста, которые повлияют на туризм.

Охват в 2021 году – 117 стран, представляющих 96% вклада в мировой ВВП от туризма в 2020.

В самой последней версии Индекса развития в сфере туризма и путешествий (TTDI) за 2021 год Казахстан занял 66 место из 117 стран (80 место в 2019 году по старой методологии TTCI). В прежних «цифрах» мы поднялись на несколько позиций, даже при том, что в 2021 году 25 стран не принимали участие в рейтинге, так как многие из «вылетевших» стран были значительно ниже в рейтинге (в основном страны африканского континента). Но с учетом пересмотра методологии в сравнении с 2019 годом, в «новых цифрах» мы остались на прежней позиции, не прибавив и не сдав позиций.

К слову, в новом измерении, некоторые страны значительно прибавили/уступили позиции. К примеру, Саудовская Аравия прибавила аж 10 пунктов – 33 место (в деле новая стратегия по туризму с упором на въездной траффик вне паломнического продукта), тогда, как Малайзия спустилась на 9 пунктов – 38 место (по всей видимости из-за затянувшихся ковидных ограничений и сопутствующей де-приоритезации отрасли).

Индекс базируется на 17 критериях:

1. Бизнес климат - легкость ведения бизнеса (90 место!)

2. Надежность и безопасность – уровень преступности и реагирования органов правопорядка (77 место!)

3. Здоровье и гигиена - доступность питьевой воды, уровень здравоохранения и т.д. (33 место)

4. Кадровые ресурсы и рынок труда - качество и продуктивность трудовых ресурсов (59 место)

5. Готовность ИКТ – уровень IT и телекоммуникации (62 место!)

6. Приоритезация туризма - ранг туризма в сравнении с другими отраслями (68 место!)

7. Международная открытость - безвизовый режим и прямые рейсы (103!!!)

8. Ценовая конкурентоспособность - уровень цен (1 место)

9. Инфраструктура воздушного транспорта - емкость авиалиний, количество направлений (73 место!)

10. Наземная и портовая инфраструктура - авиатранспорт, дороги, ж/д линии и вокзалы (80 место!)

11. Туристская инфраструктура – количество койко-мест, сервисов аренды авто и туробъекты (76 место!)

12. Природные ресурсы - флора и фауна (33 место)

13. Культурно-исторические ресурсы - памятники, мавзолеи, концертные холлы и т.д. (63 место!)

14. Ресурсы, не связанные с досугом – уровень развития «глобальности» городов, международные компании, университеты и т.д. (61 место!)

15. Экологическая устойчивость - внимание к проблемам окружающей среды и изменению климата (104 место!!!)

16. Социально-экономическая устойчивость - гендерное равенство, инклюзивность, потребности NEET (34 место)

17. Управлением спросом и рисками - недопущение хаотичного развития и контроль потоков (52 место)

Как видно, всего лишь по 4 из 17 критериев мы входим в ТОП-50.

Три критерия, по которым мы во второй половине списка, являются ключевыми для туротрасли – международная открытость, Наземная и портовая инфраструктура и экологическая устойчивость.

1. Международная открытость состоит из таких субиндексов как: безвизовый режим, количество межправ. соглашений в авиации, количество торговых соглашений, уровень финансовой открытости. Несмотря на солидный список безвизовых стран, мы по-прежнему отстаем от лидеров (включая соседей).

2. Наземная и портовая инфраструктура включает субиндексы: Качество автодорог, плотность дорожных покрытий (соотношение дорог к общей территории), скорость ж/д сообщений (!), плотность ж/д линий (км ж/д полотна на 100 кв.км поверхности), надежность общественного транспорта (!), доступность общественного транспорта (!), надежность/скорость морского транспорта. И без «!» знаков, думаю, все и так понятно. С одной стороны популярный нарратив о размерах страны, с другой реальная проблема проезда от точки А к точке Б без наличия скоростных поездов или внятного городского транспорта.

3. Экологическая устойчивость представлена наибольшим количеством индексов по трем направлениям: Управление изменением климата, Загрязнение и состояние экологии и Сохранение биоразнообразия… Не углубляясь во все 14 субиндексов, обращу внимание лишь на некоторые наиболее уязвимые, прямо влиящие на туризм: Потеря лесов (59 место), Очистка сточных вод (95 место), Соотношение площади охраняемых природных территорий к площади важных биоразнообразных территорий (76).

При относительно неплохой общей позиции, мы значительно отстаем по параметрам, связанным напрямую с отраслью, не говоря уже о косвенных эффектах.

Важный месседж, который Всемирный экономический форум посылает странам данным индексом, это необходимость скоординированности действий и приоритезации отрасли, путем вовлечения всех стейкхолдеров. Туризм, если присмотреться к траектории движения туриста (от трапа самолета по прилету до дьюти-фри магазина на вылете), это сложный маршрут передвижения с множеством препятствий и впечатлений.

Давайте вместе сделаем «путь туриста» интересным и вдохновляющим! Страна, удобная для туриста – удобна для местных жителей, и ни в коем случае не наоборот…

Автор Кайрат Садвакасов
Глава Kazakh Tourism