Кульсары всегда прятали в тени - сначала Гурьева, потом Атырау стал нефтяной столицей. Почему-то не в Кульсары, а Атырау отстроили свои крутые офисы нефтяные компании, сюда же приезжают важные гости, которые любят говорить о перспективах казахстанской нефти. А Кульсары как был, так и остался городом трудягой, который занят добычей «черного» золота. А если кто не знает, так самое богатое и знаменитое на весь мир гигантское месторождение Тенгиз – это как раз и есть Кульсары, где сейчас живут 80 тысяч человек. К слову, поблизости и местности Карашунгуль, где в 19 веке добыли первую казахстанскую нефть.
Не до славы
В Кульсары привыкли, что нефтяная слава достаётся Атырау и не спорят – важнее, что есть работа и хорошие заработки. Да, при Советах нефтяники имели 80 процентов к зарплате за вредные условия труда в пустынной местности. И хотя эта денежная привилегия давно канула в лету, народ не привык жаловаться – просто стали работать больше, но и зарабатывали всем на зависть.
Только этим можно объяснить, что Кульсары – это сплошь частный сектор, многоэтажки строили только для первых нефтяников, а потом все стали строить дома. Государство эта хозяйская инициатива вполне устраивала, да и вообще в независимом Казахстане частную собственность вроде как поддерживают – считается, чем богаче гражданин, тем крепче государство. «Непонятки» начались вместе с паводком. Частный сектор, то есть частная собственность ушла под воду, президент и правительство пообещали, что все восстановят, но не тут-то было.
Сплошное недоверие
В непризнанной нефтяной столице тут же появились «барикады» - с одной стороны жители, с другой – власти. Народ потребовал живые деньги, акимат попытался навязать свои услуги – сами мол построим вам дома.
- Нельзя проблему пускать на самотек, вдруг население эти суммы направит на другие цели, - говорит власть.
- Нет, сами будет восстанавливать, иначе все разворуют и построят как попало, - отвечает народ.
Да и суммы, которые предлагает государство, кульсаринских жителей не устраивают. Чем это противостояние закончится пока неизвестно, но акимат пытается договориться, а люди требуют встречи с президентом. Ведь обещал Токаев возместить весь ущерб – почему его опять не слушают!
Нашла коса на камень
Денег достаточно, говорят чиновники Минфина и подтверждают, что даже благотворительные пожертвования из фонда «Демеу» не трогали. Сами меценаты тоже удивляются – почему бы людям деньги не отдать, коль просят. Но… нашла коса на камень. Как объяснить настойчивость акимата облагодетельствовать жителей и построить им жильё? Может быть рулить начинает обычная схема – поставщики, проценты и откаты?
А если что, большое начальство Кульсары ведь никогда и не жаловало – на богатейшем месторождении никогда не бывал Назарбаев, хотя в Атырау был дорогим гостем. Бывало, что его кортеж даже отъезжал от городской площади. Журналисты зафиксировали исторический факт – когда открывали трассу Атырау-Бейнеу, Нурсултан Абишевич вышел к простым людям и тут директор школы обратился к нему: «Патша!», то есть назвал царем и попросил быть пожизненным президентом Казахстана.
Всеобщее недоверие
А вот до Кульсары он так и не доехал, скорее всего опасался, что там его царем уж точно не назовут. Вот и нынешняя власть тоже никак не может доехать до города нефтяников, а кажется стоило бы посетить и разобраться, что там происходит, почему люди площадь оккупировали и в палатках живут? Почему не могут с местными властями договориться?
Вопрос не простой – жители не верят акиматам, а местная власть не очень-то доверяет им. Надо разобраться.
Кстати, Кульсары – это ещё и сакральное место – здесь расположен мазар Кульсары-ата и находится он почти в центре города. Имя местного ясновидящего как раз и носит административный центр Жылыойского района. Так что можно не только проблему решить, но и к истории прикоснуться.