На состоявшейся недавно встрече в Академии наук президент Касым-Жомарт Токаев еще раз поднял вопрос о том, что нам необходимо «совершенствовать систему управления наукой». Озабоченность главы государства понятна – смена приоритетов научных изысканий, значительное для государственного бюджета повышение поддержки научной сферы требуют максимальной гарантии эффективности вложения этих средств.
Мы привыкли жаловаться на низкое финансирование науки в последние 20-30 лет и все проблемы списываем именно на этот фактор. Доля истины в этом есть. Но с моей точки зрения, сегодня нужно смотреть глубже. Наивно полагать, что увеличение финансирования решит все проблемы науки в стране. Ведь деньги придут в старую систему управления, которая никаких глобальных изменений по своей сути не претерпела. Более того, я считаю, что на данный момент система управления наукой просто не готова к «большим деньгам».
Приведу пример. Аналитическим центром научного и научно-технического развития Национальной академии наук РК при Президенте РК в настоящее время собирается информация об уровне оснащения исследовательских организаций и лабораторий научным оборудованием. Что характерно – информация собирается путём опроса на популярном сервисе. Оставим в стороне вопрос – насколько корректными и полными окажутся полученные таким способом данные. А ведь на их основе в дальнейшем могут приниматься управленческие решения, в том числе и финансового характера.
Удивляет другое. Очевидно, что уполномоченный орган до этого времени не проводил подобную оценку и не имеет четкой картины состояния материально-технической базы казахстанской науки. Грубо говоря, мы просим деньги, не понимая на что. Это не значит, что научное оборудование не закупалось совсем. Возможно, что закупалось. О том, как оно работает и не пылится ли в лабиринтах и подвалах научных организаций, мы не знаем. Во всяком случае, в открытом доступе подобной информации нет.
А теперь риторический вопрос – вы бы дали деньги тому, кто не может навести порядок в собственном хозяйстве? Любой проект начинается с инвентаризации и оценки имеющихся ресурсов. Но уполномоченному органу всё это время было не до подобных «мелочей».
Мы уже привыкли, что руководство МНВО само мыслит глобально и учит нас этому. Бесконечные конференции, форсайт-сессии, семинары, посвящены именно глобальным, планетарным масштабам современной науки. Хотелось бы напомнить, что в современном мире популярен слоган «Think globally, act locally» (мысли глобально, действуй локально). Но переходить к решению конкретных проблем научного сообщества руководство отрасли не торопится.
Одной из наболевших проблем в сфере науки является низкая оплата труда казахстанских экспертов. Сегодня она составляет 10 000 тенге. Как говорится, без комментариев. Мы постоянно выслушиваем претензии учёных, многие высококлассные специалисты уже отказываются участвовать в экспертизе. Исписаны горы бумаг, писем, обоснований. Но круг замкнулся, все наши обращения в Министерство финансов уходят в МНВО, возвращаются к нам и идут по новому кругу. Вопрос не решается, уполномоченный орган все жалобы отсылает к нам. Бесконечный круг хождения по мукам. Никакой поддержки, помощи, конкретных действий со стороны МНВО в этом вопросе как не было, так и нет. Собственных средств и полномочий у АО «НЦГНТЭ» тоже нет. Но, видимо, никакой проблемы Комитет науки в этом не видит. Есть дела поглобальнее.
Это касается и вопроса повышения заработной платы сотрудников АО «НЦГНТЭ». Сегодня она меньше, чем получают в среднем учителя и преподаватели вузов. А ответственность и нагрузка растет с увеличением числа конкурсов, заявок и массива научной информации в целом. Понимания и поддержки со стороны уполномоченного органа мы не встретили. В результате люди уходят туда, где больше платят. Приходят новые сотрудники, которых нужно обучить. Всё, что в наших силах мы стараемся делать: в отношении улучшения условий труда, своевременной выплаты заработной платы, премий, отпускных. Но главной проблемы это не решает, заработная плата у сотрудников в настоящее время неконкурентна.
Когда Комитету науки вдруг срочно требуется какая-либо информация, действуют они очень оперативно и напористо. Тут начинаются и бесконечные звонки, вплоть до давления на сотрудников, чтобы срочно закрыть очередное поручение вышестоящих структур с истекающим сроком, пролежавшее в недрах комитета до последнего дня. Всё это иллюстрирует стиль системы управления наукой, сложившийся у нас.
Этот стиль проявляется и в таких стратегических направлениях, как цифровизация науки. Одним из важных достижений в работе Центра является внедрение информационной системы АИС НЦГНТЭ. Сегодня наша организация является лидером по цифровизации среди научных организаций страны. Разрабатывалась, внедрялась информационная системы в последние годы также без всякой помощи и поддержки со стороны уполномоченного органа. Но необходимы дальнейшие шаги, сфера информационных технологий развивается стремительно, нужно развивать и расширять возможности цифровизации науки, внедрения искусственного интеллекта. И это также требует вложений. Иначе мы безнадёжно отстанем.
То же самое можно сказать и в отношении Казахстанского индекса национального цитирования (КазИНЦ), который так ждут наши учёные и постоянно поднимают этот вопрос. Более того, КазИНЦ даже вошел в перечень поручений Главы государства. Но средств на его развитие и внедрение не выделено. База КазИНЦ сегодня составляется вручную. Это тяжелый кропотливый труд. В результате данные опаздывают, как правило, на 2-3 года. Уникальная база научных данных, собранная в АО «НЦГНТЭ», требует самых современных подходов в оцифровке, хранении, обеспечении к ней широкого доступа исследователей.
Получается, что поручение Президента как бы выполнено, КазИНЦ как бы есть. Но в техническом плане он находится на уровне 80-х годов прошлого века. Об этом тактично умалчивается и вкладываться в его развитие пока никто не собирается. Зарабатывать нам самим тоже не дают. Круг опять замыкается.
Что касается качественных показателей работы АО «НЦГНТЭ», то все заложенные KPI по основным показателям нами выполнены – по государственной научно-технической экспертизе, организации работы национальных научных советов, учёту и мониторингу поступающей научной информации. Год закончен с прибылью, несмотря на незапланированный перерасход, связанный с увеличением количества конкурсов и поданных заявок. Активизируются международные контакты с ведущими организациями, занимающимися вопросами научно-технической информации.
Работы много, но в последнее время мы больше заняты выяснением отношением с уполномоченным органом. При этом озвученные проблемы пока не находят своего решения. Возникает закономерный интерес – если функционеры из Министерства науки и высшего образования не в состоянии решить текущие процедурные вопросы, каким образом они собираются решать стратегическую задачу по созданию наукоёмкой экономики? Не потонет ли всё в ярких выступлениях, красивых презентациях и оптимистичных отчётах? Этот вопрос остаётся открытым.
Арман Кашкинбеков, член национального курултая при президенте РК, председатель правления АО НЦГНТЭ