Статья «От 4 до 90 млн тенге! Стало известно вознаграждение топ-менеджеров Казахстана», опубликованная на Ulysmedia.kz, сразу вышла в топ рейтинга. Действительно, что волнует публику больше чужих заработков? Только прогноз погоды. Но, когда речь идет о миллионах, интерес вырастает пропорционально. Напомним, мы рассказали, какую материальную награду получают члены правления и независимые директоры «КазМунайГаза», «Казпочты», КТЖ, KEGOC, «КазАтомПрома» и «КазТрансОйл».
Данную новость прокомментировал экономический аналитик Олжас Худайбергенов.
- Когда анализируются валовые цифры вознаграждений, надо учесть, что есть правление, которое занимается операционным управлением, и совет директоров, который утверждает стратегические решения. Поэтому обычно у правления всегда оплата труда значительно выше, что справедливо.
У правления есть зарплаты, которые фиксированы, и есть премии, которые выплачиваются в зависимости от достижения поставленных KPI. При этом, если состав правления менялся, то в отчетах сумма включает себя выплаты и тем, кто уже ушел.
Что касается совета директоров, то обычно есть только фиксированная выплата, а бонусов нет. Редко у каких-то независимых директоров есть бонусы. При этом есть сложившаяся практика, что иностранец получает вознаграждение в несколько раз, а то и на порядок, больше чем наш гражданин. Иногда ради устранения дискриминации казахстанцу платят столько же, сколько иностранцу.
В целом, представленные суммы вознаграждений не являются значительными, соответствуют среднему значению, а в некоторых случаях даже ниже рынка, например, по «Казпочте». Она самая маленькая по выручке из всех перечисленных, с другой стороны, действующее руководство при поддержке совета директоров добилось кардинальных результатов - из убытка в 13 млрд достигли прибыли в 2 млрд тенге.
В целом, при обсуждении таких вопросов есть один этический нюанс - если в правлении (например, в том же «Казатомпроме», сидит человек, который, как и предыдущий, имеет имидж очень честного человека) или совете директоров занимает место честный человек, благодаря которому уменьшается воровство, растет прибыль, то не жалко дать этому человеку хорошее вознаграждение. Даже наоборот, практика хороших вознаграждений открывает дорогу для честных профессионалов в госсектор, либо наоборот, препятствует их оттоку в частный сектор. Если же человек не вызывает доверия, или все знают, что он коррупционер, тогда уже стоит в целом вопрос: как его туда назначили? Но это уже вопрос за пределами системы мотивации руководства.
Но, в целом, сейчас ситуация улучшается во многих госкомпаниях, не только в «Казпочте». Скажем, в КТЖ прибыль выросла в 4 раза, или, например, «Казатомпром» нарастил выручку на 45% на фоне стабильности поставок (очень правильная тактика: на фоне соблазнов при высоких ценах резко увеличить поставки).
И последнее. В сравнении с прошедшими годами, уже исчезла практики баснословных бонусов. Сейчас практически любой размер вознаграждения чем-то обосновывается и проверяется.
Это мнение Олжаса Худайбергенова, Ulysmedia.kz готов опубликовать и другие точки зрения по этой теме.