Пути казахстанского правосудия – неисповедимы. Кого-то наказывает строго, кого-то очень строго, а кому-то выносит приговор, только потому, что не вынести его как-то… неловко. Так довольно странное наказание определили бывшему первому заму председателя КНБ Самату Абишу. Нам сообщили, что он признал вину и чистосердечно раскаялся, поэтому суд его все-таки приговорил, но… условно. Какую вину на себя взял племянник Назарбаева, мы не знаем – процесс проходил в ускоренном режиме и под грифом «секретно».
Теперь, так же тайно, вынесли приговор еще одному фигуранту дела по Январским событиям – бывшему министру внутренних дел Ерлану Тургумбаеву – тому самому Тургумбаеву, ведомство которого сначала допустило погромы и убийства, а потом устроило пыточные камеры в СИЗО. Скорее всего именно Тургумбаев морочил голову президенту и доносил искаженную информацию о 20-ти тысячах боевиков, об отрезанных головах и т.д.
Тургумбаев, как и Абиш, признался и раскаялся. В чем он повинился? За что будет пять лет «сидеть» условно – нам знать не положено.
Наверное, сказал: простите, не доглядел, поддался на уловки Масимова, испугался, как и мои подчиненные…
В статье первой Положения о министерстве внутренних дел сказано, что это правоохранительный орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
А на министра этого органа возложена обязанность не только им руководить, но и нести персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ведомство. Работу завалили не только полицейские, но и их начальник: в результате беспорядков погибли 232 человека. Министр, который должен был обеспечить безопасность граждан, честно признавался, что полиция отступила из-за значительного численного преимущества нападавших.
Создается впечатление, что про бывшего силовика мы должны были бы просто забыть. Тургумбаев после Кантара пересел в кресло советника президента, потом ему придумали должность в ШОС – там он «трудился» в региональной антитеррористической структуре.
Задержали его в апреле 2024-го, осудили уже в августе. Сообщение астанинского суда прозвучало как пощечина: хотели наказания – получайте.
К слову, в сентябре исполнится год, как начался процесс по делу о Январских событиях, в котором сорок с лишним обвиняемых, в том числе Арман Джумагельдиев, Кайрат Кудайберген, полковник КНБ Руслан Искаков и другие. Судебное заседание традиционно закрыто, со всех участников взяли подписку о неразглашении. Когда будет финал и каким он будет, предположить невозможно, но скорее всего приговоры будут не условными – подсудимые отправятся на нары и пополнят тюремное население в РК.