Олжас Жораев - о назначении Адиля Кусманова, который возглавил Центр международных программ (администратор программы “Bolashak”).
Хотя предыдущие руководители ЦМП сделали многое для развития программы, новое назначение - это всегда возможность для свежих идей и новых (или хорошо забытых) инициатив.
Предыдущие президенты ЦМП:
1. Альжан Бралиев
2. Kadisha Dairova
3. Aida Sagintayeva
4. Sayasat Nurbek
5. Gani Nygymetov
6. Жанболат Мелдешов
7. Ainur Karbozova
8. Anuar Zhangozin
9. Олжас Сакенов
10. Aliya Ospanova
В связи с этим предлагаем рассмотреть следующие простые шаги:
Усиление поддержки докторантов
Больше докторантов создаст критическую массу исследователей, что приведет к повышению качества казахстанских вузов, развитию науки и усилению влияния исследований на качественные государственные решения.
Поддержка не обязательно должна выражаться в финансировании обучения докторантов. Во многих странах обучение в докторантуре бесплатно. Например, в США докторант - это научный сотрудник университета или исследовательского центра с бесплатным обучением и зарплатой в виде стипендии. Поэтому важно просто оказать содействие аппликантам в процессе поступления, например, покрыть расходы на тесты, языковую подготовку, участие в научных конференциях, публикациях и стажировках. Возможна также частичная финансовая поддержка, увязав такой подход с грантовым финансированием от Миннауки.
Перезагрузка программы научных стажировок
Проект «500 ученых» - хорошая инициатива, но он не должен превращаться в турпоездки. Предлагаем разделить его на два направления.
Первое - это подготовка ученых в университетах и исследовательских центрах с KPI в виде качественных публикаций.
Второе - краткосрочные, но целенаправленные стажировки в зарубежных государственных учреждениях и корпорациях (для чего потребуется межправительственная договоренность). Последнее позволит казахстанским специалистам ознакомиться с зарубежными подходами к реформам и адаптировать их для применения в Казахстане.
Мотивирование обучающихся за рубежом на проведение исследований по Казахстану
Ежегодно десятки тысяч казахстанцев выезжают на учебу (как болашаковцев, так и самостоятельно обучающихся). Но немногие из них посвящают свои магистерские и докторские темы Казахстану, не имея доступа к статистическим и административным данным. В итоге большинство фокусируются на изучении проблем страны пребывания, становясь экспертами в контексте той страны. Так, по линии «Болашак» мы создаем кадры для глобального рынка труда, способствуя их эмиграции.
Решение: формировать исследовательские проекты по Казахстану, связывать зарубежных студентов с госорганами и организациями РК, содействовать в получении данных на основе NDA. Тут очень важна роль ЦМП.
Результат: готовые высококвалифицированные кадры различных отраслей Казахстана и аналитическая база для решения актуальных проблем страны.
Вовлечение казахстанских исследователей и ученых за рубежом в научную и экспертную деятельность в стране
Хотя это не совсем профиль ЦМП, центр мог бы сыграть координирующую роль в создании базы данных наших соотечественников за рубежом, координации их взаимодействия с казахстанскими вузами и госорганами, для вовлечения их в исследовательские проекты в Казахстане, экспертные группы, дискуссионные площадки, а также в организации краткосрочных визитов в виде гостевых лекций, семинаров, тренингов и т.д.
Формирование коммуникационного пула выпускников
В ЦМП есть база всех выпускников. В свое время я обращался в ЦМП как работодатель когда мы искали кандидатов на работу. Можно наполнить базу компетенциями и профессиональными интересами выпускников, для содействия их трудоустройству, организации практик/стажировок в казахстанских госорганах и других организациях. Дополнительно выпускники могли бы делиться своим опытом в регионах и сельских районах через сеть наставничества и передачи знаний.
Полный отказ от льготных категорий для госслужбы
Раньше были льготы госслужащим по языковым требованиям, т.е. низкие требования по знанию иностранного языка. Извините меня, мои коллеги с госслужбы, но надо признать, что это превратило Болашак в программу повышения квалификации для госслужащих, создав неравную конкуренцию для других кандидатов. Такую льготную категорию ни в коем случае нельзя возвращать. Если кандидат мотивирован на обучение за рубежом, то он должен быть способен самостоятельно подтянуть язык.
Дифференцированное повышение стипендии
Этот вопрос висит в воздухе, хотя стипендия по Болашаку и выше, чем в других программах (например, Чивнинг в Великобритании). При рассмотрении этого вопроса целесообразно повышать ее избирательно - только для дорогих городов, таких как Лондон, Нью-Йорк, Токио, Сингапур, Гонконг и др. Можно также предусмотреть добавочные коэффициенты для семейных студентов с детьми, чтобы поддержка была целевой и эффективной.
Если у кого-то есть идеи, делитесь в комментариях - любая мысль заслуживает внимания и, уверен, будет интересна новому руководству.
Автор мнения: Олжас Жораев