Вопрос, который волнует каждого казахстанца: почему бой Шавката Рахмонова, одного из наших главных спортивных героев, транслировали только российские каналы? Где были казахстанские государственные медиа, которые получают миллиардные государственные субсидии? Ответ, кажется, очевиден - деньги уходят совсем на другие цели.
Включите телевизор, и вы сразу поймете, на что наши многочисленные гостелеканалы тратят свои бюджеты. Им не нужен бой Шавката, намного интереснее контракты на дешевые турецкие сериалы и дорогие аутсорсинг-проекты. Это чье-то упущение? Нет, скорее всего говорить здесь можно о системной проблеме, корень которой лежит в неэффективности расходования государственных средств и коррупции.
Давайте посчитаем.
В Казахстане действуют десятки государственных медиа – на телеканалы, газеты, радио и информагентства ежегодно выделяются сотни млрд тенге.
Так почему не купили трансляцию боя Рахмонова? Не хватило денег или не посчитали нужным?
По данным министерства информации и общественного развития РК, на октябрь 2023 года в Казахстане зарегистрировано 5 723 СМИ, из которых 207 — телеканалы, 89 — радиостанции, 1 184 — информационные агентства и сетевые издания. Из общего числа СМИ 5 434 являются отечественными, а 289 — иностранными.
На реализацию государственной информационной политики в проекте республиканского бюджета на 2024–2026 годы предусмотрены расходы на общую сумму 196,1 млрд тенге.
Но на эти деньги не создают свои хорошие и яркие программы, а покупают зарубежный контент – бюджет тратят на низкопробные сериалы и развлекательные шоу. Остается и на аутсорсинг (интересно, кому он выгоден?) – откаты после многомиллионных тендеров оседают в карманах компаний и аффилированных лиц.
В результате имеем то, что имеем - бой Шавката, а это событие мирового масштаба, нам показали не свои, а российские телеканалы.
Что взамен?
Шавкат Рахмонов – не рядовой спортсмен, за его боями следит вся планета, а еще он - лицо Казахстана и его визитная карточка на мировой арене. Его победы – повод для гордости и вдохновения, особенно для молодежи, но никак не отечественному ТВ. Там, наверное, и не задумываются, что стоит за простыми словами - национальный интерес.
Если государство действительно заинтересовано в развитии спорта, культуры и медиа, пора эту сферу сделать прозрачной и потребовать ответственность в использовании бюджетных средств. Каждый тенге должен работать на тот самый национальный интерес, а не оседать в карманах коррупционеров.
Или нам наших героев так и будут показывать телеканалы других стран?
Автор мнения: главный редактор Ulysmedia Самал Ибраева.