Экономический обозреватель Руслан Султанов решил "разобрать" экономику Казахстана и заявил, что почти пятая часть ВВП страны оказывается в тени, передает Ulysmedia.kz.
Он пояснил, что валовой внутренний продукт (ВВП) можно сравнить с итоговым чеком экономики, который показывает, сколько товаров и услуг произведено за определённый период. За девять месяцев 2024 года ВВП Казахстана составил 84,96 трлн тенге, что на 4,1% больше, чем в прошлом году.
Экономика Казахстана напоминает торт с несколькими слоями:
Крупнейшую долю в ВВП занимает промышленность — 26,8%.
Рост ВВП на 4,1% — это как прибавка к зарплате для всей экономики. Это значит больше возможностей для строительства, инвестиций и трат. Например:
Однако рост экономики — не единственный показатель её здоровья.
Если разделить ВВП на каждого казахстанца, выходит $9204,3 на человека. Это выше, чем в прошлом году, но не стоит обольщаться: эта сумма – средняя температура по больнице. Реальное распределение доходов сильно отличается, особенно если учесть тех, кто работает в тени, - подчеркнул он.
Экономист отметил, что ненаблюдаемая экономика Казахстана составляет 17,52% ВВП — почти пятую часть всей экономической активности. Это деньги, которые проходят мимо налогов и учёта.
Наиболее «теневые» сферы:
Потеря налогов. Государство недополучает деньги на школы, больницы и дороги.
Отсутствие социальных гарантий. Люди, работающие без договоров, лишены пенсий, страховки и стабильных условий труда.
Искажение статистики. Экономика кажется меньше, чем есть, что затрудняет планирование.
Рост экономики – это хорошо, но теневая сторона остаётся серьёзным вызовом. Если каждый будет думать, что легализация – это только для других, развитие страны так и останется красивой теорией. Настало время сделать прозрачность и честность реальностью для всех, - считает он.
Читайте также: Потери на 32 млрд тенге в год: как нелегальный рынок сигарет угрожает экономике Казахстана
Ранее казахстанский бизнесмен Канат Копбаев сделал заявление о текущем состоянии экономики страны, подчеркнув, что она находится в состоянии стагнации.
Депутат мажилиса Еркин Абиль заявил, что за дефицит бюджета должна быть персональная ответственность, в частности, руководства министерства национальной экономики, которые это допустили и совершили ошибки в планировании.
В конце ноября тогда еще действующий министр национальной экономики Нурлан Байбазаров не смог пояснить, сколько должен зарабатывать казахстанец, чтобы относить себя к среднему или именовать себя "богатым человеком".