Не зря, все-таки, Ulysmedia.kz, рискуя нарваться на гнев тех, кого вполне устраивает ситуация в экономике, и тех, кто, несмотря на катаклизмы, уверенно идет вверх по списку Forbes, ставил вопрос ребром по справедливости в уплате налогов. Мы пытались выяснить, что значат слова «справедливые» налоги, с экспертами разбирались, кто должен платить НДС и «убьет» или нет налоговая реформа малый и средний бизнес. Но на главный вопрос: почему по швам трещит государственная казна, ответить никто не смог.
И тут, как гром среди ясного неба, немногословный обычно премьер Бектенов без привычной дипломатичности, заявил олигархам, что разговор по налогам будет жестким.
Министр финансов, который до этого особо в дискуссии по НДС не вступал, доложил на рабочем совещании, что ведомство проанализировало ситуацию и «установило факты использования специальных налоговых режимов (СНР), введенных ранее в целях поддержки и развития малого бизнеса в период его становления, как законных схем оптимизации налоговых обязательств недобросовестными налогоплательщиками».
Мади Такиев сообщил, что из зарегистрированных 2,3 млн налогоплательщиков только 8%, или 137 тыс. – платят НДС. 81% работает по СНР по упрощенной декларации и почти все указывают доходы до 15 млн тенге.
- При этом из общего оборота в 16 трлн тенге по специальным налоговым режимам взаиморасчеты с общеустановленным режимом составляют 10 трлн тенге. То есть зарабатывая сотни миллиардов тенге, налогоплательщики уплачивают мизерные налоги, — сообщил Такиев и объяснил схемы дробления, которые использует бизнес.
Оказывается, для оптимизации налогов и размывания прибыли компании увеличивают «документальные» затраты - одна закупает товар и перепродает его по себестоимости другому юридическому лицу, работающему в упрощенном режиме. В результате первая компания показывает убыток, а вторая, пользуясь льготными условиями, избегает уплаты НДС.
Кроме того, используется способ разделения бизнеса на несколько юридических лиц. Например, в одном заведении бар, кухня и караоке оформлены как отдельные компании, или каждый этаж гостиницы принадлежит разным ИП. Когда доход одного из них достигает порога в 78 млн тенге, деятельность прекращается, а на смену приходит другое юрлицо, что позволяет избегать уплаты НДС.
- Для снижения нагрузки на фонд оплаты труда работники предприятия выводятся за штат, регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и оказывают услуги бывшему работодателю не как работники, а как отдельные лица. Соответственно, уменьшаются налоговые платежи в фонд оплаты труда, снимается социальная ответственность с работодателя, и дальше ее несет предприниматель, - перечислил бухгалтерские тайны Мади Такиев.
Реакция Бектенова многих удивила. После вполне ожидаемых слов о недобросовестности предпринимателей, которые, применяя различные схемы оптимизации налоговой нагрузки, ведут себя неподобающим образом, прозвучали и названия компаний, которые при миллиардных оборотах платят в бюджет суммы, которые абсолютно не соответствуют их прибыли.
- У нас есть полный список подобного рода крупных компаний. Там есть и крупные известные строительные компании, такие как BI Group, BAZIS и многие другие. Известные и популярные рестораны, фитнес-клубы и различные компании, работающие в других секторах экономики, – заявил Олжас Бектенов.
Премьер предупредил, что олигархам и руководителям крупных компаний, которые применяют различные схемы оптимизации налоговой нагрузки, поступят уведомления о дополнительных суммах налогов. И на решение проблемы, то есть уплату справедливых налогов дал две недели срока.
- Если эти действия не будут совершены, то государство оставляет за собой право применить все имеющиеся в распоряжении ресурсы, включая фискальные и правоохранительные. Разговор будет жестким, но мы готовы к диалогу, если бизнес готов вести себя по отношению к государству справедливо, - безапелляционно заявил Бектенов.
Через две недели ждем новый доклад министра Такиева, может быть миллиардеры за это время смогут наполнить бюджет и парламенту не придется в ускоренном режиме рассматривать новый налоговый кодекс?