Главное, что знает каждый казахстанец о своей стране еще со школы, так это то, что наша земля богата полезными ископаемыми. А недавно Высшая аудиторская палата раскопала множество проблем в геологии Казахстана, что как бы намекает: бесполезных для страны “движений” в отрасли тоже немало. Разобраться в проблемах госгеологии и перевести на простой язык результаты аудита, Ulysmedia.kz попросил юриста по недропользованию, одного из разработчиков Кодекса о недрах РК, Тимура Одилова.
В середине лета 2025 года Высшая аудиторская палата опубликовала отчет о бюджетных тратах в геологоразведке, согласно которому более 68 млн тенге потрачены неэффективно. За эти деньги подведомственная комитету геологии Минпрома Национальная геологическая служба не оцифровала геологические сведения.
Кроме того, в ВАП отметили проблему “бумажных” ресурсов: когда запасы предварительно оценены, но не подтверждены, и их разработка не началась. Причиной этого аудиторы считают недофинансирование отрасли.
И, как бы в ответ на резюме ВАП, буквально на следующий день правительство приняло решение выделить на геологоразведку в 2025 году, не оговоренные ранее 7 млрд, а все 30 млрд. Всего же в ближайшие годы планируется направить на эту отрасль порядка 600 млрд тенге.
Разработчик Кодекса о недрах Тимур Одилов объясняет порочность такого решения.
- Итоги ВАП – это свидетельство о том, что в организации работы государственной деятельности в области геологии творится бардак. И на этом фоне правительство говорит: “А давайте мы им увеличим финансирование!”, - говорит Одилов.
По его мнению, в текущих условиях надо не финансирование увеличивать, а полностью менять подходы к работе в комитете геологии и Национальной геологической службе, потому что увеличение их финансирования в существующих условиях на руку только любителям бюджетных денег, но никак не Казахстану.
- Геологоразведка - это коммерческая деятельность. Государство коммерческой деятельностью заниматься не должно. Это деньги налогоплательщиков на ветер. Государство должно создавать условия для того, чтобы в геологоразведку вкладывались частные инвесторы. Во-первых, инвесторы все же идут. Их все больше и больше благодаря реформе. Об этом сказал сам президент, собрав правительство в конце января. Во-вторых, очень легко сказать: “Частные инвестиции не идут, поэтому давайте исследовать недра за счет государства”. А по сути - просто их тратить, ведь как проверить, действительно ли пробурили 300 метров, сделали 10 шурфов, взяли пробы? Никак. Керн не хранится, отчеты не публикуются, электронного архива нет. Никто из аудиторов или инспекторов не в состоянии это верифицировать. А деньги миллиардами списаны безрезультатно.
Контроля в государственной геологии не существует: куда, на что и почему тратятся бюджетные деньги и в чем целесообразность и эффект от этих трат для инвестиций и государства. Понимаете, когда государство строит дорогу, общество и проверяющий может увидеть результаты: дорога есть или ее нет, или она плохая. В госгеологии результаты ее работы в поле не видно, - объясняет Тимур Одилов.
Он напоминает, что задача государства в этих вопросах состоит из следующих мер, которые были заложены еще при разработке Кодекса о недрах в 2017 году:
Только когда выполнены эти 4 шага с инфраструктурой, поставлена работа и больше нечем заняться, госгеология, как уверен Тимур, может переходить к собственным геологическим работам для уточнения и обновления имеющихся данных. В Казахстане же пока не реализован до конца даже второй шаг. Это и есть бардак, который надо исправить, и на исправление которого нужны деньги. Сейчас же, не исправляя этот бардак, одобряется выделение денег на геологоразведочные работы.
- Оцифровка советских геологоразведочных данных постоянно откладывается. Уже и президент поручал ее провести, причем не раз, и премьеры, и министры… И комплексные планы таких работ были приняты. Но по-прежнему заинтересованные инвесторы должны писать письма, чтобы изучить бумажные архивы, а там выясняется, что и участок занят, и что не все данные инвестору предоставили. Уже многим в отрасли очевидно, что оцифровка сдерживается намеренно, чтобы у монополиста были возможности для монетизации этой деятельности, - говорит Тимур Одилов.
В своем отчете Высшая аудиторская палата указала, что часть запасов существует лишь на бумаге. Мы поинтересовались у Тимура Одилова, о каких именно месторождениях может идти речь?
Как считает эксперт - о любых. В советское время данные месторождений фальсифицировали ради медалей и премий. Сейчас - ради них же, а также просто чтобы как-то оправдать выделение миллиардов на государственную геологоразведку, которой государство заниматься не должно.
Причем масштабы фальсификации просто огромны, в перспективе они могут поставить под сомнение имидж всей страны.
- Два года подряд у нас говорится о масштабных открытиях лития в Восточном Казахстане и о крупном месторождении РЗМ в Карагандинской области Куйректыколь. Эту информацию уже успели доложить главе государства, но по факту речь идет о прогнозах, погрешность которых может доходить до 90%. Так что этих месторождений, тем более в заявленных масштабах, не существует. Это просто неплохие подсечения, раздутые кем-то в госаппарате до вселенских масштабов. Непонятно зачем это делается, выставляя все в таком неприлично раздутом свете перед мировым сообществом и бизнесом, - сетует Тимур Одилов.
Он объясняет, что данные, которые легли в громкие заявления, это результат бурения нескольких скважин на очень большом расстоянии друг от друга, очень приблизительных расчетов и гипотез. Но чтобы анонсировать находку месторождения, надо бурить еще много таких скважин, все больше сужая масштаб поиска, чтобы в итоге получились контуры и точный анализ породы. Потом идут расчёты, модели, то есть, годы спустя, объявляется открытие реального месторождения. В результате многолетних работ никакого месторождения может и не быть или оно будет совсем маленьким и невыгодным.
Делать эти изыскания должно не государство, а частный инвестор. Пока же частные инвесторы, особенно мелкие, в Казахстан идти опасаются. А нам нужны именно небольшие компании, как показывает мировая статистика, они и находят до 60% новых месторождений всех видов полезных ископаемых. Большие компании давно зашли, ищут и работают.
В то же время, у казахстанцев есть исторический страх за недра страны. Мы все помним историю с приходом на нефтяные месторождения иностранных инвесторов, соглашения о разделе продукции, с которыми засекречены до сих пор.
Тимур Одилов уверен, что история с СРП, но уже, к примеру, с редкоземельными металлами, повториться не может. Потому что за 30 лет законодательство Казахстана изменилось радикально. СРП заключалось в 90-е годы, то есть тогда, когда был отдельный закон о СРП и остальное законодательство не было развито. Даже налогового кодекса не было. Мы многого достигли как страна, стали опытнее, законы уже давно охватывают все вопросы прибыли и доходов бизнеса, и СРП к новым проектам просто невозможны.
В то же время эксперт фиксирует крайне тревожную ситуацию:
- Ресурсный сектор Казахстана последние 30 лет стоял на нескольких столпах. Первое - это более-менее стабильное законодательство. Оно развивалось, институциональные вещи соблюдались. Если что-то ухудшалось, оно ухудшалось для нового, но не для действующего. То есть как-то юридические каноны соблюдались. И это позволило нам действительно привлечь множество инвесторов в Казахстан. Сейчас же многие нормативные акты принимаются без обсуждения, секретятся, игнорируется вообще любой диалог с экспертами и стейкхолдерами. Это очень опасная ситуация. Мы нарушаем Орхусскую конвенцию, по которой общество имеет право принимать участие в решениях и в изменении законодательства.
Второе - это дешевая электроэнергия. И третий столп - это дешевые тарифы на все остальное. Сейчас, получается, все эти три составляющие ухудшаются. Потенциальные новые месторождения находятся глубже и труднее, а все найденное на поверхности давно отрабатывается. А значит заниматься недропользованием в Казахстане будет становиться все сложнее и сложнее, - прогнозирует Тимур Одилов.
И задача госорганов, как уверен эксперт, в сложившихся условиях, создать максимум, чтобы частные инвесторы пришли не на бумаге, а на реальные проекты в прозрачной и ответственной среде, создавали рабочие места в безопасных условиях, делились опытом, платили правильно все установленные законом налоги. Поэтому, чем дольше тянется вопрос с реальными преобразованиями в этой сфере, тем сложнее народу Казахстану будет на что-то вообще рассчитывать.