Зачем Берденову власть, или Как стрельба у акимата Шымкента высветила проблемы с моралью госслужащих

Самал Ибраева
Коллаж Ulysmedia

Я не буду разбирать детали суда и приговор, который был предсказуемым - поднявший руку на кого-то должен был быть наказан. Мне не дают покоя мысли о другом - как так вышло, что чиновник довел до белого каления своего подчиненного и заставил его взять в руки оружие?

Личный взгляд на проблему

Чтобы мы думали правильно и не отклонялись от заданного информационного курса, нам услужливо подсказывали подходящие версии. К примеру, заместитель акима Берденов взялся за нерадивого исполнителя Жиембая и тем самым вызвал огонь на себя. Тут же появились огромные суммы, которыми якобы распорядился подчиненный, или, еще одна выразительная причина конфликта: он завалил проект по ремонту жилых домов… Но на суде обвиняемый почему-то твердо стоял на своем: стрелял, потому Берденов довел, потому что приставал к его жене, потому что из-за него развалилась семья.    

Так почему же молниеносный карьерный взлет Берденова закончился не только ранением и полным фиаско на госслужбе?

«Республике» доверили, но не проверили

Не могу не вспомнить о партии «Республика», которая очень быстро стала парламентской, все произошло как в сказке – собрались молодые, задорные, богатые, амбициозные и уже одержавшие не одну жизненную победу, наобещали золотые горы и… получили депутатские мандаты и вместе с ними государственную материальную поддержку и возможность влиять. Казалось бы, во власть влилась новая энергия и новые лица, однако «Республика» особенно ничем себя в нижней палате и не проявила, а депутаты-республиканцы начали разбегаться.

Сначала не выдержала депутатской рутины Шукижанова, она уже меньше чем через год заскучала по бизнесу – сложила мандат и покинула парламент. У Берденова тоже депутатские обязанности особого интереса не вызвали – он тоже отказался от мандата, но не от власти - из законодательной пошёл в исполнительную - в заместители акима Шымкента. Перед этим мне в интервью пытался объяснить почему он поменял Астану на Шымкент, и очень, я вам скажу, прозвучало это расплывчато: заявил, что Шымкент – единственный город, где нет коррупции, что у него есть задачи, которые хочет решить и еще что-то привести в порядок.

А в самом Шымкенте появление Берденова почему-то преподносили как «прорыв» и «новый стиль». Что он успел сделать и куда прорваться на службе, неизвестно, но спустя пару месяцев оказался на больничной койке, и в историю вошел не как шымкентский реформатор, а как первый чиновник, в которого публично стреляли из-за личной обиды. Теперь его карьера, как ни крути, уперлась в мораль.

Сейчас все делают вид, что ничего особенного и не произошло, Берденов выздоравливает, Жиембай отправился отбывать наказание, но давайте посмотрим на это с другой стороны – сколько во властных структурах тех, кому без опыта и авторитета доверяют руководить? Тех, кто пришел в государственную систему не управлять процессами, а делать шоу? Им, наверное, забыли рассказать, что должность — это не особый статус, не бонус за лояльность и не личный карьерный трамплин, а ответственность, честь и профессионализм.

Случай в Шымкенте стал своеобразным звонком для всей госслужбы, потому что заставил задуматься, что скрывается за пафосными брифингами и пресс-релизами и подорвал доверие ко всей системе. Может быть пора подумать на эту морально-этическую тему и назначать тех, кто, хоть не только молод и образован, но и знаком с такими понятиями, как мораль и этика?