Салдузи не сдаётся: кто опять решил захватить АЗТМ

Курманов Байтас

В информационной повестке 2022 года прочное место занимала фамилия Назарбаевых. СМИ сообщали не только о скандалах, связанных с главной семьёй, но и о задержаниях, несметных богатствах и о том, как они добывались. Ulysmedia.kz рассказывала о криминальной истории, в центре которой оказался бывший флагман казахстанского машиностроения - АЗТМ.

Бывший спецпрокурор, а сейчас адвокат Эдгара Салдузи Макиш Ескараев согласился объяснить, почему предприятие уже два десятка лет «ходит по рукам», кто организовывает атаки на его владельца - Эдгара Салдузи и какую роль во всём этом играет фамилия Назарбаевых.

Коллаж Ulysmedia

Кто он - Салдузи?

- Эдгар Салдузи - гражданин Республики Казахстан, алматинец, предприниматель и инвестор. АЗТМ он решил превратить в современное предприятие ещё в 2009 году. Замечу, строить свой бизнес и зарабатывать он начал задолго до знакомства с Болатом Назарбаевым. Да и знакомство было основано на сделке по покупке акций и имущества АЗТМ. Это, к слову не первое предприятие, которым владеет Салдузи. Он добросовестный покупатель акций и имущества АО «АЗТМ», но тем не менее, его можно считать пострадавшим из-за алчности Майры Назарбаевой. Поэтому сейчас он обращается в правоохранительные структуры, чтобы наконец не только разобраться в этой рейдерской истории, но и поставить в ней точку.

Кто, как и когда приватизировал АЗТМ?

    - АЗТМ в перечень предприятий, подлежащих приватизации, был включен в 1997 году. В то же время часть акций АО были приватизированы Болатом Назарбаевым, 31,9 % акций были куплены в 1998 году ТОО «Темир-Кон». В 2007-м, когда приватизация завершилась, Болат Абишевич выкупает пакет акций этой компании.

А когда в этот процесс вступает Салдузи и выкупает акции у Болата Назарбаева?

    - Информация, которая активно тиражируется в СМИ и соцсетях о том, что Салдузи в то время был в числе хозяев АЗТМ – не соответствует действительности. Эдгар Салдузи выкупает предприятие только в 2009 году, но уже через год АЗТМ он теряет.

Кто, по вашей версии, совершил рейдерский захват?

    - В 2010 году Майра – на тот момент супруга Болата Абишевича, тогда у неё была фамилия Назарбаева, сейчас она уже известна как Майра Курмангалиева, используя сотрудников правоохранительных служб, ну и, наверное, фамилию и совершает рейдерский захват бизнеса Салдузи по простой схеме. Сначала возбуждают уголовное дело, признают бизнесмена подозреваемым в совершении мошенничества в крупных размерах и закрывают его в ИВС. В тот же день к нему приходят люди, объясняют, что уголовное дело можно закрыть, если переписать имущество завода на людей Майры. В противном случае, он сгниёт в тюрьме. Понимая, что всё это по-настоящему опасно и угрозы могут стать реальностью, мать Салдузи выписывает доверенность на имя человека Майры. Действительно, через несколько дней Эдгар выходит на свободу, а уголовное дело прекращается.
 
Но было ещё одно похищение, кто его совершил и с какой целью?

    - После рейдерского захвата по распоряжению Майры Курмангалиевой Салдузи похитили и закрыли в подвале. Об этом, кстати, тогда писали все СМИ. И только через 43 дня появляются публикации, что спецслужбы провели блестящую операцию и нашли Эдгара Салдузи. Но ни в одной статье не говорилось, кто его похитил. Хотя все знали, что организатор похищения – Майра. Все прошедшие с тех пор 10 лет, спецслужбы об этой истории даже не вспоминали. Собственно, все попытки Салдузи доказать, что собственность он потерял в результате рейдерского захвата, оказались безрезультатны.

Но, тем не менее, часть акций Салдузи всё-таки вернул?

    - С 2010 по 2020 годы заводом управляла семья Болата Назарбаева, и только два года назад Эдгару Салдузи удаётся выкупить 50 % акций АО АЗТМ.

Когда он получил возможность управлять предприятием?
 
    - Только с октября 2022-го, спустя 13 лет после покупки завода, команда Салдузи приступила к процессу модернизации предприятия.

Вы говорили, что успокаиваться рано, неужели есть ли риск опять потерять АЗТМ?

    - Давайте на ситуацию посмотрим не с юридической точки зрения, а просто как здравомыслящие люди. На отчетной встрече с населением аким Алматы, отвечая на вопрос, что будет с АЗТМ, говорит, что вопрос акимат изучает, что необходимо от 40 до 60 миллиардов тенге, чтобы просто перенести завод с территории Алматы за городскую черту. Кто мне объяснит, зачем делать ставку на бюджет, если есть инвестор, который готов самостоятельно решать всё, что связанно с его собственностью? А то, что предлагает Досаев - неправильно и нелогично.

Кто и почему инициирует пересмотр собственника акций?

    - Почему я не понимаю. Точнее, я утверждаю, что представления, внесенные в прокуратуру города Алматы незаконны. Прокуратура Алматы внеся представление делает выводы, что завод по «Темир Кону» 39 %, когда он продавал его Болату Назарбаеву, он там свои обязательства не передал. Это было, и прокуратура на этом основании представление вносит и оспаривает законность права собственности по 31 % акций АЗТМ. По этому поводу ещё в 2012 году было разрешение суда № 2 Ауэзовского района, где истцом выступал комитет госимущества и приватизации, и они приводили аналогичные доводы, которые были рассмотрены судом первой инстанции и по ним был сделан вывод, что в 2007 году приватизация была завершена. «Темир Кон» стал собственником этих акций и как любой собственник у него было право распоряжаться ими. И он продал их Болату Назарбаеву. Назарбаев, в последующем являясь собственником этих акций, продал компании, которая принадлежат Салдузи. Вопрос закрыт, есть конституционная форма, есть гражданско-процессуальное законодательство, решение, вступившее в законную силу, решение суда - они обязательны для исполнения, для всех госорганов, включая органы прокуратуры.

То есть прокуратура выступает в роли судьи?

    - Прокуратура сегодня даёт несоответствующую оценку - противоположную той, которая имеется после вступившего в законную силу решения суда. Она на себя незаконно берет полномочия суда, вышестоящего суда. Но этот спор был рассмотрен в суде первой инстанции, у прокуратуры Алматы просто нет тех полномочий. Поэтому единственным собственником этого завода и этих акций, по крайней мере 392 тысячи акций - это ПЛСТМ, которая была создана и ее собственником является Салдузи. Это однозначный ответ и не надо искать каких-то конспирологических теорий. Достаточно просто поднять все эти документы, внимательно их прочитать и вопрос будет однозначно закрыт.

Какая сейчас ситуация по делу о рейдерстве 2010 года? вы верите в справедливость?

    - Чтобы доказать рейдерство, необходимо в первую очередь отменить и признать незаконным постановление от 9 марта 2010 года, когда незаконно открыли дело и Эдгара Салдузи привлекли к уголовной ответственности. Мы по этому поводу обратились в генпрокуратуру РК и получили ответ - это постановление по привлечению Эдгара по мошенничеству признано незаконным, оно на сегодняшний день отменено, это уголовное дело направлено прокуратурой Алматы в департамент экономических расследований для дополнительного расследования и определения правовой оценки.

Есть ли в действиях Салдузи намёки на уголовную составляющую?

    - Уверен, что этого нет. Однако, только после того, как будет доказано, что Эдгар Салдузи был незаконно привлечен к уголовной ответственности с целью отнять его собственность и бизнес, то есть совершение рейдерства, можно будет возбуждать дело против Майры Курмангалиевой и других лиц. Мы уже обратились в Генпрокуратуру по возбуждению уголовного дела и рейдерству в отношении Майры Курмангалиевой. Наше обращение зарегистрировано и изучено. В результате, постановление от 9 марта 2010 года отменено. Это самый хороший показатель объективности и свидетельство того, что правоохранительные службы начали перестраиваться на новую волну.
 
Салдузи продолжает бороться за собственность, на сам завод у него времени хватает? Известно, что в трудовом коллективе уже зреет недовольство.

    - Салдузи – реальный инвестор, поэтому он управляет заводом, решает вопросы с повышением заработной платы, рассматривает проекты переноса АЗТМ за черту города – то есть делает всё, что должен делать добросовестный инвестор.