Забрать своё: как в «Самрук Энерго» акционеров-ветеранов обобрали

Курманов Байтас

В Казахстане разгорается корпоративный скандал - миноритарные акционеры Бухтарминской ГЭС - бывшие сотрудники предприятия и ветераны энергетики Восточно-Казахстанской области подали судебный иск к компании. Пожилые люди возмущены тем, что выпуск дополнительных акций уменьшил их доли и лишил части дохода. Юристы, в свою очередь, указывают на сложность дела и несовершенство казахстанского законодательства. В деталях спора разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Размыли

Претензии истцов сводятся к эмиссии дополнительного выпуска акций «Бухтарминской ГЭС», которая с 2006 года на 90% принадлежит «Самрук Энерго» - профильному подразделению холдинга «Самрук-Казына». Решение о размещении ценных бумаг, с помощью которого планировалось привлечь дополнительное финансирование электростанции, было принято в прошлом году. С мелкими собственниками, конечно, советоваться никто не стал.

А в число хозяев они попали, то есть получили привилегированные акции, в 1996-м - после приватизации предприятия. Тогда около восьми тысяч ветеранов энергетики ВКО стали обладателями ценных бумаг - их общая доля составила 10% от уставного капитала ГЭС.

Теперь же пенсионеров поставили перед фактом: вместо 10% им принадлежит только 3,7% компании, доля сократилась на две трети. Юрист Бахыт Тукулов апеллирует к закону «Об акционерных обществах», в котором говорится, что держатели привилегированных акций имеют право участвовать в принятии общим собранием решения, если оно ущемляет их права. Собрание акционеров, как положено, состоялось, однако мнение ветеранов никто не учел.

Бухтарминская ГЭС, а вернее, её основной акционер - компания «Самрук Энерго» выбрала другой путь.

     - Операцию провели втихомолку, - говорит один из ветеранов, 69-летний Серкан Сатаев.

Всего по дополнительной эмиссии было выпущено 10 миллионов обычных акций, а общее их число выросло до 15,8 миллиона штук. При этом в собственности миноритариев осталось прежнее количество привилегированных акций. Как следствие, размер дивидендов, полагающийся каждому из них, существенно снизился.

     - Я ежегодно получал 70-75 тысяч тенге дивидендов. Теперь получил 40 тысяч, — продолжает Сатаев.

По его словам, такая сумма несущественна в масштабах «Самрук Энерго», но имеет важное значение для пенсионеров.

     - Мы заранее планируем, куда потратить эти деньги: кто-то на лечение, кто-то на поездки. Этого нас лишили. Я считаю этот шаг прямым обесцениванием труда ветеранов, которые много лет проработали на предприятии и вложили большое количество сил. И это, конечно, очень обидно.

     - Это, кажется, не политика государства. Я не понимаю, что это, - отмечает другой ветеран электростанции Виктор Недовесов.

Его удивляет то, что беспредел с их акциями происходит на фоне призывав к населению повышать финансовую грамотность и активно торговать на фондовом рынке.

    - Где гарантия, что тоже самое не произойдет с «КазМунайГазом», - спрашивает пенсионер.

     - Получается, люди могут хранить свои средства только на банковском депозите или в трехлитровой банке, - поддерживает его ещё один истец Александр Викс.

В отличие от других внезапно обедневших собственников, он никогда не работал на Бухтарминской ГЭС, а приобрел акции на открытом рынке, хотя и имеет опыт работы в энергетике — с конца 1970-х он трудился на Актюбинской ТЭЦ.

В 1997-м Викс получил лицензию на брокерско-дилерские операции, устроился в Усть-Каменогорский филиал Центрально-Азиатской фондовой биржи, и с тех пор активно совершает сделки.

     - Торгую местными ценными бумагами, ничего не вывожу в офшоры, не лезу на иностранные площадки. Я на последнем собрании акционеров Бухтарминской ГЭС присутствовал и выступал, но меня никто не слушал, - говорит Александр.

По его словам, на этом собрании он и узнал, что свежевыпущенные акции были приобретены фондом «Самрук-Казына» на средства, полученные от Бухтарминской ГЭС в качестве беспроцентной ссуды.

     - Из одного кармана переложили в другой. Взяли кредит из денег, которые должны были идти на дивиденды, - возмущается Викс.

Но официально эту версию никто не подтверждает.

Есть нюансы

Интересы истцов, помимо юриста Бахыта Тукулова, представляет Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров там считают, что этот случай можно назвать чрезвычайно интересным и уникальным.

     - Для QAMS это первый такой случай, когда к нам обращаются держатели привилегированных акций, - отмечают в ассоциации.

Финансисты напоминают о недавно принятых поправках в закон о ценных бумагах. Согласно им, в случае дробления обыкновенных акций (ситуация, при которой общее количество акций увеличивается путем разделения одной бумаги на несколько, что не приводит к размытию долей) компания должна «по такому же коэффициенту раздробить и привилегированные акции», и наоборот.

Ситуация вокруг Бухтарминской ГЭС не повторяет напрямую такой сценарий, однако, по словам исполнительного директора ассоциации, лишний раз подтверждает, что законодательство Казахстана в части прав и обязанностей акционерных обществ и их собственников нуждается в совершенствовании.

    - Компания произвела допэмиссию простых акций, но при этом эмиссия привилегированных акций не производилась. Соответственно, их держатели не смогли пропорционально своим долям купить новые акции.

В QAMS убеждены, что случаи нарушения прав миноритариев для компаний «Самрук Казына» становятся нормой и «своеобразным элементом корпоративной культуры».

Ситуацию осложняет различное толкование правовых норм противоборствующими сторонами. Упомянутая выше статья закона об акционерных обществах даёт любым акционерам — без разделения на держателей обыкновенных и привилегированных акций — право участвовать в рассмотрении вопроса об изменении общего количества долей компании. Истцы ссылаются и на другое положение закона, которое действительно обязывает руководство компании спрашивать согласия как минимум двух третей держателей привилегированных акций. Но действует это правило только в том случае, если вынесенное на голосование решение может ограничить права таких держателей.

В остальных ситуациях права, предоставляемые обыкновенными и привилегированными акциями, существенно различаются. Вторые гарантированно получают дивиденды — при условии, что компания за отчетный период заработала прибыль. Однако взамен они не имеют права голоса по большинству вопросов и возможности определять политику фирмы. «Самрук Энерго», теперь владеющая 96,3% Бухтарминской ГЭС, в ответе на запрос Ulysmedia.kz заявляет, что в результате дополнительной эмиссии права держателей привилегированных акций остались не затронутыми.

     - Общее собрание акционеров АО «Бухтарминская ГЭС» не уменьшало гарантированный размер дивидендов по ним, не изменяло порядка расчета размера дивидендов, выплачиваемых по привилегированным акциям, а также не изменяло установленный порядок выплаты дивидендов по привилегированным акциям, —сообщили в холдинге.

Основная причина привлечения средств «Самрук Энерго» (именно эта компания выкупила весь дополнительный выпуск) - необходимость реализации плана развития гидроэнергетической отрасли Казахстана на 2020-30 годы.

Бухтарминская ГЭС активно участвует в реализации плана, и инвестиции позволят реконструировать действующие электростанции и построить новые, - утверждает пресс-служба холдинга.

Подают пример

     - Самый главный вопрос заключается в том, как суд разрешит спор: будет ли он трактовать нормы закона совершенно буквально и формально - в таком случае мы можем проиграть. Если же он будет подходить к трактовке буквы закона разумно и справедливо, тогда мы должны выиграть, — рассказал адвокат Бахыт Тукулов.

    - Закон говорит, что, если затрагиваются права держателя привилегированных акций, нужно получать его согласие. Они говорят, что решение об уменьшении суммы дивидендов не принимали. И формально это так. Но фактически увеличение количества простых акций приводит к снижению суммы дивидендов, потому что доля размывается, - объясняет юрист.

Не все истцы четко понимают суть дела. Ветеран Серкан Сатаев отметил, что ожидал увеличения размера ежегодных дивидендов после допэмиссии.

     - Даже если «Самрук Энерго» выкупил акции по номиналу 100 тенге, Бухтарминская ГЭС должна была получить миллиард. А это обязательно сказалось бы на величине дивидендных выплат. Мы этого не почувствовали. Отсюда следует недоверие к тому, что «Самрук» действительно заплатил эти деньги, - делится своей версией Сатаев.

В действительности при эмиссии дополнительного выпуска акций компания-эмитент привлекает средства на развитие бизнеса, погашение долга, совершение сделки или на другие цели. Они не влияют напрямую на величину прибыли фирмы и, как следствие, на размер дивидендов. Финансовый результат улучшится при грамотном использовании новых ресурсов, однако гарантировать этого не может никто.

Специализированный межрайонный экономический суд Алматы уже начал рассматривать иск ветеранов. Адвокаты говорят, что к процессу могут присоединиться и другие миноритарные акционеры. Между тем, специалисты утверждают, что это дело может дать эффект «снежного кома». Известно, что иски готовятся подавать держатели акций Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС, недовольные тем, что на протяжении 20 лет, пока предприятия находились в концессии у американской AES, им дивиденды вообще не выплачивались.